«Эта статья — маленький снимок прошлого. Тогда вдруг в одном маленьком магазинчике появились бананы и киви. Никогда не слыхала о таком фрукте, а наклейке на ящике «Новая Зеландия» просто не поверила — нам туда было, как до Луны. А это в бытовую жизнь ворвались новые времена. Принесли много доброго и много злого. И я до сих пор не знаю, долетел ли наш самолёт». (Рената Ларичева, 2019)
Хотелось написать весёленький репортажик о сбывшейся детской мечте. Повод был: в Риге открывался магазинчик тропических фруктов. Бананы по 46 рублей кило золотились оранжевыми шкурками с Наверное, новое время — новые правила социальной игры. Социальные слои разносит в стороны со страшной силой. Мы чужеем. Каждый за себя, каждый выживает в одиночку. И на душе всё холодеет и холодеет. Неужели назначение наше в мире — стать богатыми? Это и цель жизни, и смысл, и мы будем рваться к ней, спихивая друг друга. Оставляя за флагом непрактичных, коммерчески бесталанных — пусть трижды добрых, кто не сможет вписаться в новый общественный строй, куда мы откочёвываем целой республикой. Тех, кто сейчас живёт — как идёт по болоту, не зная, в какую секунду потеряешь под ногами опору, и никто не вытянет. При всей маразматичности прежнего уклада ещё никогда не доводилось хлебать это непередаваемое ощущение рабочей лошади, которую Горизонты распахнулись, да мышеловка бедности захлопнулась. Одно дело, когда нельзя побродить по берегу Средиземного моря, если перед всеми один и тот же железный занавес. Ненавидь его и тем разряжайся. А теперь газеты нашпигованы объявлениями о круизах в Турцию и рождестве в ФРГ, читаешь и прикидываешь — за два года на пятидневный отдых не накопишь. И вот что странно — путешествующим не завидуешь. Говорят, что зависть есть некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей, наслаждающихся благами. Да ведь подобным быть совершенно не хочется. Припадаешь с любовью к современному французскому писателю, вынянченному вовсе не в социалистической колыбели. Он заметил, что при виде человека в «мерседесе» американец мечтает о том дне, когда и он усядется в такой же, а француз — о том дне, когда владельца выкинут из «мерседеса» и он будет ходить пешком, как все. Идеи французского революционного братства бессмертны! Аристотель, успевший умереть 2300 лет назад и не увидевший нашей наступившей свободы, оставил любопытное описание. Оно позволяет предположить, что мы входим в период античности. «Что касается характера, который связан с богатством, то его легко видеть всем: обладающие им люди высокомерны и надменны, находясь в некоторой зависимости от богатства. Они так настроены, будто обладают всеми благами: богатство есть как бы мерка для оценки всех остальных благ, поэтому кажется, что все они могут быть куплены с помощью богатства. И вообще характер, сообщаемый богатством, есть характер человека неразумного. Характер у людей, недавно разбогатевших, и у людей, давно богатых, различен именно тем, что люди, недавно разбогатевшие, обладают всеми пороками в большей и худшей степени, потому что быть вновь разбогатевшим значит как бы быть невоспитанным богачом». Открываются перспективы: равняться маркой машины на Джонсонов и купить себе точно такой же вертолёт, как у Смитов. А в День благодарения раздавать индеек неимущим. А по вкусу запретный киви Но вдруг это сказано о нас: «Они добродушны, потому что ещё не видели многих низостей, они легковерны, потому что ещё не во многом были обмануты, они великодушны, потому что жизнь ещё не унизила их. В первый день не о чем помнить, надеяться же можно на всё». «СМ», 12.10.1991. Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 8 сентября 2019 г. |