Тогда мы, помнится, записали свою радиопрограмму на два дня вперёд и рванули на выходные в Ялту. Программа называлась иронически — «Площадь Советская», а мы назывались «я и Борис» (Борис с ударением на первом слоге). Я была автором программы, а Борис звукорежиссёром. Ялта же была потной советской здравницей, причём каждое лето. В отличие от зимы, когда она превращалась в милую, влажную и европейскую. Сейчас же было лето, в мутном море мало кто хотел купаться, и весь отдыхающий народ гулял по набережной в два встречных потока, показывая себя и рассматривая других. Какой чёрт занёс нас именно в Ялту летом, я догадывалась. Этим «чёртом» был Борис (ударение на первом слоге), ибо именно ему надо было себя показать и на других посмотреть. Смотрел он исключительно на парнишек и мужиков гламурного вида, а их в это лето на набережной заметно прибавилось. Пожалуй, только этот факт — прибавление в армии геев — делал Ялту менее советской. Что-то ещё было странным, я не могла уловить. Молодая женщина, продающая билеты на морскую прогулку, вдруг оказалась Ириной Медведевой, моей бывшей однокурсницей. Несколько минут я смотрела на неё, молча улыбаясь, — а она всё не понимала, всё не могла узнать. Прошло двенадцать лет. Потом я тихо шла по набережной, всё так же улыбаясь, навстречу потоку незнакомых лиц. Кажется, звучала музыка, не могла не звучать, — из каждого ресторанчика, с каждой стоянки кочевого фотографа, с каждой музыкальной раскладки, вперемешку с дымом шашлыков. И так же ненавязчиво, помню, медленно ощутился (вполз?), проявился, то бишь, стал явью, — тот запах. Сандал, что ли? Индийские ароматические палочки все пахнут похоже — и хорошо, и душно. Но этот! — этот был не аромат — а честный сущностный запах того, что мне было срочно необходимо. Обоняние моё вдруг так обострилось, будто в носу включились тысячи новых, атавистических рецепторов, и я ошалело, но сосредоточенно пошла на запах. Ибо не запах это был, а явление. Может быть, даже явка. Оно — невероятное, неведомое, новое, как его Нет, всё осталось на своих местах: Ялта, публика, море, музыка, Ирина Медведева — хотя я её уже не видела, но она точно стояла кварталом раньше с билетами на морскую прогулку — и парень, продающий индийские ароматические палочки. Я уже присела на корточки возле него и спросила, что за запах, — и он ответил. Сандал, что ли. Вернулся из магазина Борис, и мы пошли на автостанцию — пора было возвращаться в Симферополь. Борис спросил, «чего ты такая тихая», и я поняла, что я тихая. Он о Ну как же описать вам этот новый мир? Честно говоря, трудно. Я уже пробовала — и крылья опускаются от невозможности. Андрей Битов вспоминается, которому становилось смешно, как только он думал о том, какой «косо и криво обгрызенный кусок носим мы в нашей голове как представление о реальности». Вот если плясать от этого определения, то получится, что кусок можно повернуть другой стороной. Возможно, в тот летний день, уже клонящийся к вечеру, я увидела другую сторону реальности. И даже может быть, эта сторона не была обгрызена. Чёрт возьми, я Первое — свет. Всё в мире стало освещено Кстати сказать, люди сейчас занимали меня меньше, чем здания, — может быть, потому, что энергию людей я, будучи сама человеком, всегда лучше ощущала. А тут вдруг оказалось живым всё! Абсолютно всё! И люди в этом перечне вовсе не были самыми живыми. Это было не охватить мозгами — с этим фактом приходилось смириться, потому что он не требовал доказательств. Всё было живым априори, чёрт возьми! И если я не замечала раньше этого основополагающего факта, значит, выходит, я была самой тупой деревянной колодой в этом живом мире. «Именно так!» — подтвердила трещина в асфальте, фасады домов полнились доброй иронией по поводу моей тупости, Тогда, после жаркого похода, я скатилась с гор почти кубарем, кинулась с размаху в бухту и А вот сегодня, в Ялте, до меня дошло: да это же был Короче, всё оказалось живым. Симферополь уже вечерел, когда я сошла на автовокзале, и тихо, неторопливо плыла к дому, стараясь не спугнуть это новое, начавшееся индийским запахом в Ялте и чудесно продолжающееся здесь, на улице неведомого Мате Залка, венгерского, кажется, революционера. Почему так легко? — подумалось. Словно сантиметров на десять от земли... Ты не опираешься на землю, ты не идёшь — плывёшь... Ну да, мускульная сила ног не задействована, это точно, ты идешь при помощи Итак, здесь, в Симферополе вечером, оказалось — — Но я же точно знаю, что Симферополь — это место, а вечер — это время! — упорствовал здравый смысл. — Да брось ты! — отвечал мне мир. — Не такой уж это и Симферополь, и не такой уж вечер. — Боже, — волновался смысл, — так вот почему сумерки называют «трещиной между мирами»! Бедная, ты попала во — Ни фига, — отвечал мир. — Просто не надо искать границ там, где их нет. Помню, я тихо доплыла до дому и в таком растворённом состоянии легла спать. И — о ужас! — в таком же растворённом состоянии проснулась. Это сейчас я говорю «о ужас!», а тогда я совсем не ужаснулась, а изумилась тому, что приключение продолжается. Я уставилась в зеркало — знакомое лицо уставилось на меня. Не вижу никаких изменений, — констатировала я и пошла на работу. Ударил свет — мир за дверью парадного снова оказался тотально живым, тотально другим! Стало остро интересно, что будет дальше и сколько это продлится. По дороге ко мне присоединился коллега и приятель Илья, и мы мило беседовали. Но вот о чём?! Я не вспомнила бы этого ни тогда, ни сейчас. Хотя, помню, строго следила за реакциями Ильи — было интересно, замечает ли он, что я сообщаюсь с ним из другого мира? Похоже, нет, не замечал — выходит, мои слова были адекватны ситуации. — Ты сегодня — Тихая?!!! — возопила я внутри себя, — это Илья этой тирады не услышал, конечно. Мы шли по парку и вязали ажур совсем другого разговора, который был, наверное, умным разговором, поскольку там проскочил даже Шопенгауэр. Наверное, я запомнила этого Шопенгауэра только потому, что он был мне тогда действительно нужен как зацепка, чтобы зарегистрировать важное наблюдение: выходит, мой ум не был отключён либо видоизменён, ведь именно им, этим умом, «Вербализация — зло», — сказанула однажды одна милая девушка. С тех пор я всё время натыкаюсь на свидетельства осуществлённого зла. Вот, к примеру, тремя абзацами раньше я сказала, что мы с Ильей «шли на работу». Номинально — да, так оно и было. Но по Было очевидно, что я могла управлять своим движением — но не рекой. И по большому счёту, мне было совершенно наплевать, куда я приплыву, — на радиостудию или в кино. Просто нравилось плыть. Вот тут, в этой точке наблюдения, кажется, можно усмотреть потерю чувства ответственности, утрату моральных ориентиров. Вспомним хрестоматийный пример — Буратино. Деревянный мальчик в новом костюмчике от папы Карло бодро, Мой голос совести вообще молчал. Теперь понимаю, что совести как таковой не было. То же, что и вчера, опять происходило со временем и пространством — они снова обнялись, объединились и стали ненавязчивыми, мягкими. Можно сказать, что время лишь слегка обозначало, но не навязывало утро, день или вечер, а пространство не утверждало стопроцентно улицу Караимскую или вообще Крым, и уж тем более они предоставляли полную свободу в отношении страны и века. «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» — о, как я тебя понимаю! Ещё точнее: «И дольше века длится день, и не кончается объятье». Очевидно, всё дело было в коже. Она Возьмём звукооператора Сашу и, к примеру, ведущую музыкальной программы Оксану. Раньше я их очень отличала друг от друга, причём по огромному количеству определяющих признаков. Ну, Раньше я была очень чувствительна к интонациям, бестактностям, шероховатостям, — теперь же это оказалось неважным. Когда нет кожи, нечему цепляться за колючки, нечему болеть. Да и зачем отвлекаться на ерунду, когда и так тут столько всего интересного! Например, трещина на стене, сочленения каменного забора, невероятная перспектива кривой улочки, уходящей в XVI век. Вот опомнился он, вопрошает оборванным голосом: «Где мы?» И со смехом ему отвечают: «Ага, в Нидерландах, в XVI веке! Зря мешаешь ты водочку с этим поганым портвейном!» Только Тиль уж смежил свои отяжелевшие веки. Отметаю инсинуации! — это совсем не было похоже ни на возвращение в невиданное прошлое, ни на возвращение в предыдущие жизни, ни на возвращение в детство (хотя ключик лежит именно там, в детстве), и уж никак не на воспоминание, ни в коем случае это не ностальгия и никакая не сентиментальность. Упаси бог! — эти штуки я отлично различаю. Нет. Мир был мягкий, светлый, полный — но очень жёстким, недвусмысленным и честным тогда было моё понимание: вот он каков на самом деле, этот мир. И вопрос: а тогда в каком мире ты жила раньше, до того, как тебя шандарахнул этот «ялтинский синдром»? И главное: а Последний вопрос был самым опасным, и ответа на него я не знала. Он требовал, по сути, отказаться от себя прежней, признать сложившийся образ себя — иллюзией, привычкой — и это я нутром чувствовала. Мне пришлось бы встать перед зеркалом и признать, что оно отражает не меня. Что всё врут на свете зеркала! На четвёртый день я испугалась. После четырёх дней такого существования иной мир утомил меня. Он становился всё более опасным. Я сижу перед трюмо, опустив голову на руки. А что, если это со мной никогда не кончится? Сколько я смогу скрывать? Заговор должен быть раскрыт, меня обнаружат рано или поздно. Что дальше — психушка? (В Симферополе это называлось «отправиться к Розе Люксембург» — потому что лечебница располагалась на улице имени знаменитой революционерки). Или же буду жить себе тихонько в своём параллельном мире, получив пожизненную репутацию «странной девушки», обо мне будут говорить, понижая голос: «Она, как бы это вам сказать, немного не в себе», они будут наблюдать за моими реакциями и, когда я отвернусь, многозначительно переглядываться. Да ведь люди уже и так всё заранее заготовили, у них испокон века существует для таких людей определение — и ужасающе точное определение!: «Не от мира сего»! Если я не вернусь обратно, что меня ждёт тогда? А вот что: ОТ МИРА СЕГО я получу пожизненную снисходительную усмешку. А ОТ МИРА МОЕГО — пожизненное одиночество. Вот чего я испугалась. И на пятый день всё стало прежним, таким, как положено, таким, как было раньше и всегда, — видно, страх и есть та заветная кнопочка, которая «включает» в действие обыденный мир. Я проснулась и пошла на работу. И всё. И никто ничего не заметил. Наверное, надо было дождаться хотя бы шестого дня творения... Жаль. Как долго, как муторно жаль было все эти годы! И хотя я много чего хорошего сделала и много чего поняла, всё это было Мы вместе с маленьким Виктором, племянником, сидим на корточках и разглядываем жука. Ничего особенного, средненький такой жук, и разглядываем мы его не для И вдруг, именно в этот миг — всё нашлось. Всё обнаружилось! Одномоментно, не уловить как и когда — мир вдруг снова стал живым, сущностным, упругим и лёгким. Самим собой! Я осторожно, как послеоперационный больной, поднимаю голову к небу. Лениво плывут облака. Сомнений нет. Грецкий орех распростёрся широко. Тёмен стоит он. И горек. И свеж. Здесь отдохну. И просторной дорогой Прянет душа из холщовых одежд. Там, над горою, наклонится небо. Звёзды с цикадами тянут свой хор. Верить легко и любить. Быль и небыль Неразделимы. И весь разговор. Больше того, я не только Теперь мне не тошно, ребята. Теперь я знаю, что мой мир всегда за моим плечом. Он только ждёт, когда я включусь. И теперь (аж в дифрагме замирает!) я могу в любой момент очутиться там. Нет, ну не в любой, конечно, момент, врать не буду — для такого момента нужно сочетание нескольких факторов, и нужно уметь их сочетать. Но самое главное: я уже умею, я знаю как. Know how. Вы спросите меня, как? А вот этого я вам как раз и не скажу. Не из вредности — а просто нельзя это объяснить. Ибо вербализация — зло. P.S. (Позабыла Сказать) Всё же вспомнила тот запах в Ялте. Самшит. Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 23 июля 2011 г. Aug 08 2012 Имя: Наталия Антонова Город, страна: Самара, Россия Отзыв: Ах, Крым... Ностальгия и романтика |
НАПИШИТЕ ОТЗЫВ: |
| |
Имя: * | ||
Откуда: | ||
Отзыв: * |
|