Все называли её бабушка Лу. Она была сухощава; глаза отливали зеленью свежескошенной травы; светлые, не седые, а
Сколько себя помню, она сидела возле нашего парадного на лавочке под высоченной ёлкой, приняв классическую позу английской королевы; смотрела вдаль; отвечала, только если её окликали. В иные минуты создавалось впечатление, что она вообще никого и ничего не замечает.
Детьми мы часто сами начинали разговор. Мы все спорили: некоторым из нашей компании казалось, что бабушка Лу заколдованная принцесса, так и не дождавшаяся принца; другим, что она — волшебница, которая вот уже несколько столетий сидит без дела, ждёт, но люди перестали верить в чудеса, поэтому занятий у волшебницы не осталось; были и такие в нашей шумной
Я была очень дружна с бабушкой Лу, или вернее — она со мной. Каждое лето, когда все нормальные дети уезжали в ещё более тёплые края, а я, благодаря вечно занятым родителям, болталась по двору в одиночестве, бабушка Лу показывала мне город. Да не просто показывала. А рассказывала такооое... такооое.... Меня
Однажды, резко остановившись посреди дороги, наклонившись к самому моему уху, бабушка Лу призналась: её — старшую дочь старшего водяного — изгнали из озера с позором и запретили раз и навсегда возвращаться назад, да не только в озеро, а вообще в какую бы то ни было воду. По её словам, в юности она нежно любила нецензурные частушки, гимн Советского Союза, Варшавянку, пионерские песни и прочие шедевры коммунистического искусства, и распевала их на своём русалочьем языке день и ночь, чем вызвала гнев не только отца, но и других водяных. Впрочем, её
Бабушка Лу рассказала мне и то, что ветер левого берега приходится внучатым племянником ветру правого берега, и не меньше трёх раз в год старший правобережный ветер берёт своего младшего коллегу и отправляется путешествовать по Европе.
Бабушка Лу показала мне подъезд, в котором живёт призрак чёрного кота. Того самого, который вдохновил Михаила Афанасьевича. И звали его так же — Бегемот. По её словам, привидение Бегемота не пугает жильцов, напротив — бережёт подъезд от непрошеных гостей и ловит духи умерших не своей смертью крыс и мышей. Очень полезный призрак, одним словом.
Однажды бабушка Лу, сделав неопределённый жест рукой, приблизительно в сторону Владимирской горки, сказала задумчиво:
— А ведь погода-то нелётная...
— В каком смысле? — переспросила я, совершенно сбитая с толку.
— В том смысле, что всякие уважающие себя драконы должны сидеть в норе и не высовываться.
— Какие драконы? — спросила я.
— Прозрачные, конечно же, — пожала плечами бабушка Лу так, будто речь шла о
— А почему погода нелётная? — помню, спросила я.
— Да потому что день солнечный. На солнце их чешуя блестит, погляди!
Я задрала голову вверх и увидела солнечные блики на
А в доме номер 38/2 на Валу, по её словам, жил гном, который составил и продолжает составлять картотеку вымышленных существ. На одного реально живущего в данный момент человека, — рассказывала бабушка Лу, — приходится 132 с половиной вымышленных персонажей.
— Почему с половиной? — спросила я.
— Вторая половина всегда принадлежит
Она рассказала мне, что Андреевский спуск вымощен исключительно молчащими камнями.
— А разве бывают другие? — спросила я её.
— А ты разве не знаешь? — помню, бабушка Лу резко остановилась и внимательно посмотрела на меня. Как мама, когда она старается понять, больна я или просто от мороза такая румяная.
— Мостовые городов, всех без исключения, обязаны выкладываться только говорящими камнями. Тогда город будет стоять тысячи лет. Ему будет и не скучно, и защита
— Какое равновесие? Какие чудеса? Что рухнет? — помню своё недоумение. Да и сейчас я мало что понимаю в её тогдашних путаных объяснениях.
— Давай по порядку, — кивнула бабушка Лу. Она остановилась, взглядом нашла лавочку, присела, выпрямилась, достала из ридикюля тоненькую сигаретку. Извинилась: — Я не курю
Мне тогда было десять, и я горделиво вздёрнула подбородок. Мол, да, я такая — взрослая и серьёзная, не то, что некоторые.
— Город жив и интересен, только если в нём хотя бы раз в столетие происходит
Я пообещала. И никому. Никогда. Разве что сегодня. Но сегодня просто день такой — всё можно. Не только мне. Но и вам.
— А какие такие чудеса здесь происходят, что о них даже камни должны молчать? — помню, спросила я бабушку Лу, спустя два года на том же месте.
— Ну вот смотри. Видишь вооон ту арку? — она указала на узкий проход между двумя ветхими пятиэтажками. Я молча кивнула. — Если пройти под ней ровно в полдень, то совершенно точно намокнешь. Потому что она плачет. Каждый божий полдень.
— Почему? — удивилась я.
— Ну кто его знает, — пожала плечами бабушка Лу. — Может быть, потому, что считает, что её молодость давно канула в Лету. Может быть, тоскует по ушедшим дням. Может, вспоминает кого. Слышала я от местных старожилов и то, что
— У арки? — переспросила я, совершенно сбитая с толку.
— А у кого ж? — улыбнулась бабушка Лу. — Хочешь, спрошу у тебя. Думается, твой ответ мне больше будет по душе. Я сказки люблю. А правду ни за какие коврижки бы слушать не стала. Только говорить.
— А ещё? — помню, спросила я. Не потому, что хотела перевести разговор в другое русло. В двенадцать лет подобные тонкости взрослой дипломатии ещё не практикуются. Просто мне было важно вытянуть из бабушки Лу как можно больше историй. За несколько дней до этого разговора она случайно обмолвилась, что её посетила её пятнадцатая по рождению сестричка и напела, что отец вроде бы готов выслушать её извинения. Полсотни лет не так уж много для русалок, но здесь, на земле, её тело ссохлось, и если так пойдёт дальше, то оно придёт в совершеннейшую негодность, — вздохнув, добавила бабушка Лу. — Так что батюшкино прощение
— Вот в этом доме, видишь, — она указала на двухэтажку, на первом этаже которой красовался нарядной вывеской художественный магазин, — живут торговцы снами, в подвале у них подпольный цех по производству кошмаров. Людям сейчас редко нужны волшебные сны. Только созерцая всякие ужасы, они успокаиваются: мол, всё у меня не так уж плохо, и боятся мне вроде как нечего, и просыпаются, довольные своей скучной жизнью. Торговцев снами всего трое. Они делят между собой весь второй этаж. Видишь непроницаемые
— А вот в том доме, — бабушка Лу указала мне дом напротив, — живёт писатель погоды. Вообще он сказочник. Он сам так думает. И люди, которые его читают, тоже так думают. Но на самом деле... на самом деле, какая погода у него в сказках, такая и на улице. Можешь себе представить, ему за шестьдесят, а он до сих пор не заметил. Очень уж он зациклен на своих сказках.
Я, конечно, слушала бабушку Лу затаив дыхание. Но писатель погоды — это
— А вот в этой галерее директриса — фея.
Бабушка Лу озадачено посмотрела на меня и поинтересовалась:
— Ты ещё не устала, деточка?
Я отрицательно помотала головой, купила у проезжающего мимо мороженщика эскимо за шестнадцать копеек себе и бабушке Лу и испытующе посмотрела на неё. Продолжайте, дескать, я готова.
— Ну, хорошо, — старушка хитро улыбнулась и продолжила. — Видишь дворик? Да, тот, вход в который закрыт коваными воротами. Так вот, в нём есть лавочка. Если задать
— С неба? — охнула я.
— Почему с неба? — рассмеялась бабушка Лу. — Нет. Может быть, ветром принесёт, может, разговор какой подслушаешь, может кошка на колени запрыгнуть. Вообще, на самом деле весь наш мир — как сеанс у гадалки, только и успевай замечать знаки, символы, получать ответы... просто в этом дворике всё так явно, что аж дрожь в коленках. Скажем я, когда отец изгнал меня из дому, бродила здесь и увидела, что ворота открыты, присела на той лавочке и стала размышлять, как мне теперь жить дальше. А тут
— А вот этот фонарь, — продолжала бабушка Лу, указующим перстом направляя мой взгляд на старомодный пятигранный фонарик, висящий над входом в кафе в подвале
— А в этом доме на третьем этаже живёт собака, которая, пока спит, является не просто собакой, а СОБАКОЙ ПРОФЕССОРА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО. И так ей интересно, что спит она двадцать три часа в сутки. Что бы её хозяин с ней ни делал, даже кофе пробовал её поить, — бесполезно. Раз в день проснётся, выйдет во двор, сделает все свои дела и назад на свой коврик. Представляешь?
За сей поучительной беседой мы в тот день спустились к самому подножию. Путь этот венчал то ли магазинчик, то ли галерея, сейчас не вспомню, в витринах которого притаились еврейский портной и ПроняПрокопивна, играющая на рояле. Это были, конечно же, манекены, но в человеческий рост. Особенно умилял бант на талии барышни, огромный, почти как на кимоно у гейш. Бабушка Лу, ласково погладила стекло и шепнула:
— Ничего, скоро отдохнёте.
Я удивилась.
— А чему ты удивляешься, девочка? Эти двое — лучшие из своего клана. Они согласились позировать туристам только с условием, что три недели в году им предоставят оплачиваемый отпуск.
— Оплачиваемый? Отпуск? Манекенам?
— Ну, деньги им, предположим, не нужны, — улыбнулась бабушка Лу. — Но хозяйка каждый год запаковывает их в большой деревянный ящик и отправляет в Сочи к своей сестре. Там они загорают, набираются сил и возвращаются вполне себе довольными и жизнерадостными.
— Ммммм.... — только и могла я сформулировать ей в ответ.
А потом бабушка Лу умерла. Нет, не сразу после этой нашей прогулки. Детские часы удивительно устроены, сейчас я думаю, что прошло чуть больше восьми месяцев — с лета до следующей весны. На её высохшее тело, одетое во
Всё, значит, всё, — говорила я себе каждый день до самого лета.
Я сказала — всё, — напоминала я себе, слоняясь по одуревшему от жары городу.
Хватит уже, — ругалась я на себя, тревожа кроссовками опавшие листья.
И только к концу осени я смогла заплакать. Мои слёзы смешались с ноябрьским дождём, а сердце болезненно сжалось. Кажется, именно той осенью я повзрослела.
Всю зиму и начала весны я грустила. Родителей пугало то, что я почти перестала есть и бегать, а вечерами сижу с выключенными лампами и смотрю на улочки, залитые тусклым светом фонарей, но они ничего не смогли поделать. Мама пожимала плечами, папа чесал в затылке, а вместе они решили, как и все родители, которые на всё согласны, лишь бы не вникать в проблемы детей, — переходный возраст.
А в мае следующего года я решила, наконец, определиться. Мне было важно понять, правдивы ли истории бабушки Лу. Потому что если нет, совершенно непонятно, зачем всё это было нужно. Конечно, я пошла в тот дворик, где можно получить ответ на любой вопрос. Долго сидела на лавочке. Мысли путались, сформулировать свой внутренний конфликт, замешанный на горечи и одиночестве, оказалось нереально сложной задачей для четырнадцатилетней девочки. Я просто сидела, смотрела в небо и ждала непонятно чего.
А потом ветер принёс листок бумаги, с тетрадный клочок, с расплывшимися чернилами, заботливо расчерченный синими клетками, он легонько стукнулся о мою туфельку. Я
Кто однажды расстался, — твердила я про себя, пока поднималась с лавки.
В метре от меня на влажном от майского дождя асфальте желтела одинокая озёрная лилия.
ТаньчоИванса, «НеСказки о людях, случившихся на моём пути», издательство —
НеСказки — это своеобразная попытка компромисса между тем, что читателю хотелось бы, и тем, что будет или было на самом деле. В этой книге многое зависит от точки видения — читатель сам принимает решение: сказку он прочёл или истинную правду.
«Мир — это наши преставления о нём, люди вокруг — наше зеркальное отражение. Нам не на кого обижаться, нам некого поздравлять. Всё, что есть в нашей жизни, — всё придумали и воплотили мы сами», — так пишет автор.
Книга НеСказок — итог четырёхлетней работы, двадцать шесть историй: грустных и весёлых, задумчивых и легкомысленных, чудесных и простых — разных. О людях, встреченных мельком в киевских кафе, парках, улицах и о тех, кто был в них придуман; о незнакомых и несуществующих городах; о любви и смерти; о сбывшихся мечтах и о бесконечной возможности чудес под названием «жизнь».
Книга выпущена в электронном виде в рамках издательского проекта «Издать книгу»
Стоимость - 100 р.