[На главную] [Архив] [Наши публикации] echo $sape->return_links(2); ?> Что такое бессмертная книга? Та самая, что останется современной, даже если мир перевернется. В детстве «Звездные дневники Иона Тихого» Лема восхищали меня как комедия положений. В журналистской молодости как блистательное искусство писать между строк о вполне реальном социальном строе. Но оказалось, что Лем предвосхитил и сегодняшний день. Теперь его «Дневники» читаются как пародия на маркетинговую литературу, заполонившую ныне всю Восточную Европу. Вот восхитительный отрывок из Лема диалог отважного звездопроходца на таможне далекой планеты: Самое замечательное, что подобный диалог мог бы иметь место в реальности между «тренером по маркетингу» и желающим приобщиться к великой новой мудрости. С тем же самым эффектом: пожеланием «счастливого млекопитания». Мне захотелось пойти по пути Лема: обложившись стопками пособий по преуспеванию (западных и местных авторов), воссоздать образ рая, созданного «по духу» советчиков. Крайне любопытный пример из отечественной практики. Инженер-системщик быстро сориентировался, что инженеры уже никому не нужны, и стал бизнес-консультантом. И издал свою книжку. Главный постулат «люди это системы», и если ты построишь свою жизнь как систему, станешь несказанно счастлив. Самое замечательное случаи из практики. Судьбы живых людей, пользовавшихся консультациями автора. Больше всего меня потрясла история латгальской девушки. Гонимая безработицей, она стала Золушкой в кафеюшке рижской тетушки. Но у девушки был дар печь безумно вкусные пирожки даже из лежалой муки и прогорклого масла. Доходы тетки поползли вверх. По совету автора книги провинциалочка добилась участия в прибылях и за 2 года накопила 15 тысяч латов. Купила на родине придорожное кафе и хорошо зажила. Но через 2 месяца в ужасе звонит бизнес-консультанту: Вскоре девушка обвенчалась с полуграмотным бандитом, выгодно продала кафе, молодые переехали в Польшу, купили часть бывшего имения Бисмарка и зажили счастливо. Бандит пошел в политику, а его молодая жена открыла пирожковый ресторан. Вывод, который делает автор-консультант: «Девушка действовала по простейшей, но грамотной системе и победила!» Захватывающая перспектива жизнь в чужой и бедной стране в браке с уродливым бандитом. Вариант рая. «Счастливого млекопитания!» Этот системный подход «предлагается всем, независимо от страны проживания, пола, возраста, уровня образования и религиозных убеждений». «Изучай системы и ты станешь таким же знаменитым, как Владимир Жириновский». И вообще: «Деловые люди на постсоветском пространстве захватили себе нефтепромыслы, заводы и создали банки. Отнимая общенародную материальную собственность у людей, они обрекли их на нищету и голод и победили. А победителей нигде и никогда не судят! Тем более их не судит несуществующий Бог. Приращение внешних материальных благ это и есть лучшее подтверждение ума и таланта человека». Искренность недавнего советского инженера вот что восхищает. Западные бизнес-тренеры не так прямолинейны они советуют, как попасть в земной рай для достойных, опираясь на Библию. Сценарий самый простейший. Берется библейская притча. И доказывается, что мир не то место, где можно «играть по-доброму». В маркетинге цель не подружиться, а захватить рынок. И мало молиться, чтобы Бог сотворил Чудо и раскидал конкурентов налево и направо. Ведь в этот же момент конкуренты уже считают прибыль, которая останется, когда они сотрут тебя с лица земли. Так почему бы тебе, опираясь на заветы Библии, не пойти и побить конкурента? Любыми средствами. Когда советы «как заработать миллион» были новинкой, чтение таких книжек воспринималось как забава. Оказывается, попав на церковный праздник, в ответ на «какой приятный вечер!» следует промолвить: «Да, он напоминает мне тот, когда я вместе с моими клиентами...» И на вас посыплются заказы только успевайте хватать денежки. Правда, некоторое недоумение вызывала обмолвка: «Не переставайте обзванивать потенциальных клиентов, которые мечтают, чтобы вы навсегда вывихнули челюсть». Странный все-таки рай! Но если пользоваться советами премудрого «тренера», у конкурентов не больше шансов перехватить клиента, «чем у умирающего кота пережить бурю с градом». Мне безумно было жалко того кота. Любой ребенок нашего советского рая бросился бы спасать несчастного зверя в самую жуткую бурю и град. Тогда им никто не объяснял, что мир изначально порочен: «Люди как крабы. Если кто-то начнет карабкаться вверх, другие его тут же потянут вниз». Поскольку во всех пособиях для миллионеров утверждается, что книги стократно переиздавались, возникал вопрос: на каких идиотов ориентировались авторы? Но когда вся наша тележизнь превратилась в один бесконечный сериал о духовно-убогих, вспомнилась одна из маркетинговых истин: «Мы продукты своего окружения». Существует рай, где, увидев радугу, дети спрашивают: «А где мой горшок с золотом?» Это любимая американская пословица: «На другом конце радуги каждого ждет горшочек с золотом». 60 лет назад Юнг писал: «Индейцы пуэбло рассказывали мне, что все американцы сумасшедшие. Я их спросил почему. «Американцы говорят, что думают головой. Ни один здоровый человек не думает головой. Мы думаем сердцем». Сознание для них это чувство. Чувство показывает, что эта вещь для вас стоит. Без него нельзя создать целостную картину мира». Может, индейцы пуэбло в чем-то правы? Интересно, что сегодня именно свежая маркетинговая литература дает надежду. В ней заговорили о «поколении икс». Стимулы «старого стиля» деньги максимальной отдачи уже не дают. Этому «странному» поколению нужно большее: уважительное отношение и признание их как личностей. «Только это мотивирует их делать лучшее, на что они способны», говорят современные философы маркетинга. Это истинная правда. Может, она процветет и у нас? У больного кота есть-таки шанс пережить и град, и грозу. [Afield — на главную] [Архив] [Наши публикации] [Сила слабых] [ФеминоУкраина] |