[На главную] [Архив] [Наши публикации]


Рената Ларичева

Переживет ли кот грозу с градом?


Что такое бессмертная книга? Та самая, что останется современной, даже если мир перевернется. В детстве «Звездные дневники Иона Тихого» Лема восхищали меня как комедия положений. В журналистской молодости – как блистательное искусство писать между строк о вполне реальном социальном строе. Но оказалось, что Лем предвосхитил и сегодняшний день. Теперь его «Дневники» читаются как пародия на маркетинговую литературу, заполонившую ныне всю Восточную Европу.

Вот восхитительный отрывок из Лема – диалог отважного звездопроходца на таможне далекой планеты:
«– Вы позвоночный?
– Да.
– Двоякодышащий?
– Нет, только воздухом.
– Всеядный?
– Да.
– Угодно вам светиться во время пребывания на нашей планете?
– Благодарю вас, нет.
– Вы млекопитающее?
– Да.
– Ну так счастливого млекопитания!»

Самое замечательное, что подобный диалог мог бы иметь место в реальности – между «тренером по маркетингу» и желающим приобщиться к великой новой мудрости. С тем же самым эффектом: пожеланием «счастливого млекопитания».

Мне захотелось пойти по пути Лема: обложившись стопками пособий по преуспеванию (западных и местных авторов), воссоздать образ рая, созданного «по духу» советчиков.

Крайне любопытный пример – из отечественной практики. Инженер-системщик быстро сориентировался, что инженеры уже никому не нужны, и стал бизнес-консультантом. И издал свою книжку. Главный постулат – «люди – это системы», и если ты построишь свою жизнь как систему, станешь несказанно счастлив. Самое замечательное – случаи из практики. Судьбы живых людей, пользовавшихся консультациями автора.

Больше всего меня потрясла история латгальской девушки. Гонимая безработицей, она стала Золушкой в кафеюшке рижской тетушки. Но у девушки был дар – печь безумно вкусные пирожки даже из лежалой муки и прогорклого масла. Доходы тетки поползли вверх. По совету автора книги провинциалочка добилась участия в прибылях – и за 2 года накопила 15 тысяч латов. Купила на родине придорожное кафе и хорошо зажила. Но через 2 месяца в ужасе звонит бизнес-консультанту:
– «Крыша» наезжает и требует 50 процентов прибыли!
– А бандит женат?
– Да нет, у него такая рожа, что все от него шарахаются.
– Так вот, дорогая, – посоветовал консультант. – Если ты не победила своего врага, то полюби его!

Вскоре девушка обвенчалась с полуграмотным бандитом, выгодно продала кафе, молодые переехали в Польшу, купили часть бывшего имения Бисмарка и зажили счастливо. Бандит пошел в политику, а его молодая жена открыла пирожковый ресторан. Вывод, который делает автор-консультант: «Девушка действовала по простейшей, но грамотной системе – и победила!»

Захватывающая перспектива – жизнь в чужой и бедной стране в браке с уродливым бандитом. Вариант рая. «Счастливого млекопитания!»

Этот системный подход «предлагается всем, независимо от страны проживания, пола, возраста, уровня образования и религиозных убеждений». «Изучай системы – и ты станешь таким же знаменитым, как Владимир Жириновский».

И вообще: «Деловые люди на постсоветском пространстве захватили себе нефтепромыслы, заводы и создали банки. Отнимая общенародную материальную собственность у людей, они обрекли их на нищету и голод – и победили. А победителей нигде и никогда не судят! Тем более – их не судит несуществующий Бог. Приращение внешних материальных благ – это и есть лучшее подтверждение ума и таланта человека».

Искренность недавнего советского инженера – вот что восхищает. Западные бизнес-тренеры не так прямолинейны – они советуют, как попасть в земной рай для достойных, опираясь на Библию. Сценарий самый простейший. Берется библейская притча. И доказывается, что мир – не то место, где можно «играть по-доброму». В маркетинге цель – не подружиться, а захватить рынок. И мало молиться, чтобы Бог сотворил Чудо и раскидал конкурентов налево и направо. Ведь в этот же момент конкуренты уже считают прибыль, которая останется, когда они сотрут тебя с лица земли. Так почему бы тебе, опираясь на заветы Библии, не пойти и побить конкурента? Любыми средствами.

Когда советы «как заработать миллион» были новинкой, чтение таких книжек воспринималось как забава. Оказывается, попав на церковный праздник, в ответ на «какой приятный вечер!» следует промолвить: «Да, он напоминает мне тот, когда я вместе с моими клиентами...» И на вас посыплются заказы – только успевайте хватать денежки. Правда, некоторое недоумение вызывала обмолвка: «Не переставайте обзванивать потенциальных клиентов, которые мечтают, чтобы вы навсегда вывихнули челюсть». Странный все-таки рай!

Но если пользоваться советами премудрого «тренера», у конкурентов не больше шансов перехватить клиента, «чем у умирающего кота пережить бурю с градом».

Мне безумно было жалко того кота. Любой ребенок нашего советского рая бросился бы спасать несчастного зверя в самую жуткую бурю и град. Тогда им никто не объяснял, что мир изначально порочен: «Люди – как крабы. Если кто-то начнет карабкаться вверх, другие его тут же потянут вниз».

Поскольку во всех пособиях для миллионеров утверждается, что книги стократно переиздавались, возникал вопрос: на каких идиотов ориентировались авторы? Но когда вся наша тележизнь превратилась в один бесконечный сериал о духовно-убогих, вспомнилась одна из маркетинговых истин: «Мы – продукты своего окружения». Существует рай, где, увидев радугу, дети спрашивают: «А где мой горшок с золотом?» Это любимая американская пословица: «На другом конце радуги каждого ждет горшочек с золотом».

60 лет назад Юнг писал: «Индейцы пуэбло рассказывали мне, что все американцы – сумасшедшие. Я их спросил почему. «Американцы говорят, что думают головой. Ни один здоровый человек не думает головой. Мы думаем сердцем». Сознание для них – это чувство. Чувство показывает, что эта вещь для вас стоит. Без него нельзя создать целостную картину мира».

Может, индейцы пуэбло в чем-то правы?

Интересно, что сегодня именно свежая маркетинговая литература дает надежду. В ней заговорили о «поколении икс». Стимулы «старого стиля» – деньги – максимальной отдачи уже не дают. Этому «странному» поколению нужно большее: уважительное отношение и признание их как личностей. «Только это мотивирует их делать лучшее, на что они способны», – говорят современные философы маркетинга.

Это – истинная правда. Может, она процветет и у нас? У больного кота есть-таки шанс пережить и град, и грозу.


НАПИШИТЕ ОТЗЫВ:
Имя:* Город, страна:
Отзыв:*





[Afield — на главную] [Архив] [Наши публикации]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]

[На главную] [Архив] [Наши публикации]