Японец лет пятидесяти от роду переехал в Америку и устроился в офис крупной компании. Работал он хорошо, старательно, тщательно, с полной отдачей, чисто по-японски. И через какое-то время босс вызвал его, предложил повышение. При этом он честно предупредил, что нагрузка возрастает. Справится ли тот?
Японец заулыбался, начал кланяться и говорить, что, конечно, он совершенно не заслуживает такого повышения, и не уверен, что справится, но, тем не менее, благодарен руководству, и приложит все старания, чтобы оправдать доверие.
Пока он всё это говорил, лицо шефа становилось всё кислее и кислее. И под конец тот просто отправил бедолагу-японца восвояси, сумрачно пробормотав, что дело, в сущности, ещё не решено окончательно.
Японец выскочил из кабинета как в воду опущенный. Он-то хотел как лучше! Старался произвести благоприятное впечатление. И для этого чётко следовал японскому этикету — не высовываться, быть скромным и не обещать слишком много. А в результате получил вполне ощутимый пинок под хвост. За что?
К счастью, ему хватило ума поинтересоваться, почему всё так позорно обломилось. И выяснил, что американцы ценят совершенно другие добродетели — нахрапистость, уверенность, цепкость и решительность. И, полюбовавшись его скромностью, шеф мог сделать только один вывод:
— Ну что за рохля!
К счастью, японец был человеком умным. И он просто пришёл к шефу на следующий день, поклонился и сказал:
— Я хорошо подумал! И я уверен, что справлюсь. Знаний и опыта у меня достаточно, вы будете довольны.
В результате японец получил своё место. А затем и другое, ещё повыше. А сам случай вошёл в многочисленные учебники и книги по менеджменту — как образец разницы культур, влияющей на эффективное управление.
Может быть, такие старательные и трудолюбивые «японцы» работают у вас под началом. Работают хорошо, но... Не конкурентоспособны. Не дерутся за лучшее место в офисных джунглях. Этакие милые овечки среди волков, лис, свиней, кобелей и прочей живности.
Так что же делать с ними? Ведь это вовсе не верно, что им не дано, и надо своё место знать. Они вполне способны на большее.
Правда, поговорочка «права не дают, их берут!» не ими придумана, и не ими к жизни применяется. И слава богу! Ведь хищник-то гораздо опаснее.
Взгляд из берлоги
Когда сидишь в своём медвежьем углу и обозреваешь подчинённых, мысли подчинены одному — как их, упрямцев, заставить работать, работать и ещё раз работать! Сверхурочно, безропотно и, желательно, даром. Из чисто служебного рвения, из любви к делу. Да где ж таких ослов найдёшь!
Поэтому приходится смыкать мечты и реальность. Как всегда, мечте во вред. Считаться с неприятными вещами, что подчинённые за счёт твоей фирмы решают свои проблемы. Как минимум, они пришли сюда зарабатывать деньги, чтобы есть хлеб с маслом дома, в кругу семьи и детишек. Ещё некоторые пришли, чтобы самоутвердится, занять своё местечко под солнцем (повыше, да поближе к твоей берлоге), а некоторые (в основном женщины) просто считают, что работа — это способ самореализации. Вот, посидела в офисе, что-то набрала или подсчитала, с друзьями пообщалась, платья новые продемонстрировала. Всё не зря день прошёл, и гораздо лучше, чем если бы дома с детьми сидела.
Короче говоря, в этом людском муравейнике, даже самом малочисленном, приходится учитывать всякую фигню, как будто специально созданную, чтобы мешать работать. Болезни, похороны, неожиданные проблемы, опоздания, невыполненные задания, чьи-то идиотские конфликты, сплетни, злобу, зависть и простую лень... Выслушивать постоянно:
— Да я всё понимаю, но вот так сложились обстоятельства, что...
И кажется, что они просто на самом деле ничего не умеют, специально подводят, потому что ничего не хотят. Им бы даром зарплату получать!
Возникает сильный соблазн перекрыть кислород, так, чтобы задохнулись. Чтобы помнили и чувствовали, кто в лесу хозяин. Ввести жёсткую дисциплину, тотальную слежку и прочие хорошие вещи. Впрочем, это тоже не поможет.
Гораздо лучше определиться, на кого и в чём делать ставку, чтобы потом не было мучительно больно.
Очень приятно, когда есть такой всепонимающий, исполнительный, старательный, работоспособный сотрудник. Он преданно, как собака, смотрит в глаза, мысли на лету угадывает, рвётся взять на себя больше за те же деньги.
Хороший человек! Хотя главное — разобраться, зачем он это делает? Возможные варианты — он хочет, чтобы ему больше платили. Сейчас постарается, начальство заметит и оценит, а потом добавит денег. Причём, если денег не добавят, то инициатива сразу снизится.
Вывод — это очень хороший человек! Потому что честный. Если его деньгами или какими-то другими благами вознаграждать за труд, он так и будет пахать. На словесные комплименты можно сильно не тратиться — спасибо в карман не положишь.
Вариант второй — он хочет власти. Ему не столь важны деньги, сколько положение «правой руки» и возможность королевить над остальными подчинёнными, или вообще те блага, что попутно даёт эта должность (например, возможность собирать дань с практикантов за роспись в книжке по практике), или ещё какую-нибудь ерунду из разряда «мелочь, а приятно». Похлопотал перед тобой за своего знакомого, деньги себе в карман... вариантов — море.
Подводные камни здесь очевидны. Если ты ещё не царь джунглей, и над твоей головой есть начальство, то этот милый человек вполне может надеяться выслужиться за твой счёт.
Если же ты сам себе царь и бог, то тут уж всё самому решать. Такие товарищи, будь они мужчины или женщины, твёрдо уверены, что главное — втереться в доверие, стать необходимыми, чтоб к ним так привыкли, чтобы уже и обходиться не могли. Это чисто психологический подход, который кажется очевидным, и потому именно в него часто вляпываются. Поэтому, если ты сможешь контролировать каждый шаг сердечного друга-соратника так, чтобы он за твоей спиной ничего не мудрил, и держать его в ежовых рукавицах, — дерзай. Иначе все, кроме тебя, будут знать, что на самом деле всё решаешь не ты, а вот эта Марь Степенна.
Короче — если кто-то слишком старателен, слишком тебя понимает и слишком уж рвётся проявить инициативу — это повод проверить его действия на вшивость. Любым способом — вплоть до дополнительного контроля контактов с клиентами или рекламодателями, налоговой и конкурентами.
Шанс для каждого
Вообще, чтобы в офисе жизнь не была слишком бурной и страстной, как в настоящих джунглях, лучше не устраивать корриду из конкурентной борьбы. Оно на самом деле не так для дела нужно, сколько привносит краски в серые будни.
Шаг первый — это положить конец сплетням. Их изжить всё равно не удастся, но, по крайней мере, можно сделать так, чтобы за порог кабинета они не проникали. Потому что — новые серёжки Марь Иванны, и даже крамольная фраза Ивана Петровича, что ты осёл, — на самом деле никакого значения не имеют. Это не информация, а лишнее нервомотство. Не это главное. Главное, чтобы эти люди работали. Всё остальное тебя просто не касается. Как они при этом тратят деньги, и любят ли тебя лично, или там друг друга, и как, — дело десятое. Тем более именно на эмоциях, на такой вот ерунде интриганы и работают. А зачем давать лишний шанс тому, кто хочет тобой же и управлять?
Сплетни — это никогда не информация. Настоящую информацию дают другие лица, не заинтересованные — поставщики, покупатели, клиенты, те, кто именно имеет дело с фирмой.
Шаг второй — загрузить работой тех, кто добровольно инициативу не проявляет, но может. Если человек не рвётся вверх: «я сделаю», — это ещё не значит, что не сделает.
Часто руководители допускают одну и ту же ошибку. Допустим, некто быстро и качественно выполняет свою работу. Именно свою! К росту по карьерной лестнице он не стремится. Может, ему не хочется отдавать работе лишнее время, или ещё там что-то. Тихо сидит, тихо делает.
А другой на работе горит, готов там ночевать, экспрессия от него зашкаливает. Глядишь на него и думаешь — надо же, какой молодец. Хотя делает он, может быть, и не так уж много, остальное — самореклама. Так девяносто процентов шансов, что тому, кто пыль в глаза пускает и всячески себя преподносит, дадут и премии, и надбавки, и другие вкусные вещи.
Результат тут будет один — тот, кто своё дело делает, будет его и дальше делать, но не исключено, что уже совсем в другом месте, где ему будут больше платить. Никто не будет мириться с явной несправедливостью, когда его хорошую работу не замечают, а прикармливают выскочек и подхалимов. А шефу потом придется разбираться со «старательным работником» — просто потому, что человек, способный привлекать к себе внимание, привлечёт его ещё не раз — хотя бы создаст конфликт, в котором все будут замешаны, и это по минимуму. Тут ведь инициатива у него в руках. Он решил, что с ним должны считаться, его замечать. И решение это исполнил. А если ты замечаешь, двигаешь, подтаскиваешь, то уже ты сам хозяин ситуации.
Так что тех, кто в бой рвётся, надо слегка расхолаживать (это поможет выявить цели и задачи).
Потому, если человек хорошо работает, пусть без лишней инициативы, его поощрять просто необходимо. И поощрять материально. И именно потому, что своё дело он делает хорошо. Потом можно предложить ему расширить объём работы (за деньги, а не за так). Если согласен, очень хорошо, да от денег обычно и не отказываются. Ну, а если отказался — его право. Мало ли для чего ему нужно его личное время и силы. Главное, чтобы он своё дело делал хорошо, за что его всё равно надо поощрять. Иначе сбежит хороший работник, и правильно сделает, потому что он человек, а не вьючная лошадь, чтоб воз наваливать и наваливать.
Этот самый воз — та вещь, о которую многие спотыкаются. Берут, к примеру, безответного дядю Васю дворником. Дядя Вася работает. Шеф на него смотрит-смотрит, и думает — а чего это он у меня только дворником? Непорядок. Надо бы заодно садовником, и ещё спросить, не может ли сантехником. И вот уже дядя Вася бегает, кроме метлы, с секачом и гаечным ключом, и ещё и с плотницким инструментом. А зарплату ему всё не добавляют. Мало того. Шеф вызывает и говорит:
— Слушай, друг! У нас тут финансовые проблемы! Так что ты в этом месяце немного меньше получишь, не обессудь! Но это временно.
Финансовые проблемы становятся вскоре очевидными — шеф себе новую машину купил. И на даче ремонт делает. А дяде Васе всё не платит, или, если платит, то меньше гораздо, чем раньше.
И вот этот самый дядя Вася и есть та могила, которую шеф вырыл собственной фирме. Потому что в тайне это дело не сохранится. У всех есть глаза и уши, дядя Вася кому-то скажет. И пусть сам он никуда не уйдёт, а так и будет безропотно лямку тянуть, остальные призадумаются. И сделают законный вывод — и с ними так поступить могут в любой момент. Так что лучше найти другую работу заранее, пока не кинули.
Очень хочется прихватить в свой карман денежки у человека доверчивого и простого. Всё равно же стерпит! Может, и стерпит. И ещё кто-нибудь — ведь потом захочется ещё чью-нибудь ведомость подсократить. Но покорных ослов очень мало. И в результате фирма превратится в проходной двор для начинающих. Специалисты даже связываться не будут — им неинтересно.
Поэтому знаменитое правило: «Честность — лучшая политика» президента Франклина ничуть не хуже работает и в бизнесе.