Марк Евгеньевич Бурно,
профессор, автор метода «Терапия творческим самовыражением»
О бывших отличниках, которые не смогли устроиться, найти свое место, преуспеть в жизни:
Есть такая природная закономерность: если человек особенно способен к
каким-то сложным делам, занятиям, то он мало способен или неспособен к
каким-то другим делам и занятиям. Таков удел творческой индивидуальности. Равномерная же способность ко всему на свете обычно не талантлива. Еще Дарвин сравнивал высокоорганизованный орган животного, человека — со скальпелем, который прекрасно сделает сложную операцию, но хлеб трудно им резать, карандаш будешь им чинить — затупится. Кухонным же ножом можно все на свете на «пятерку» делать. Но ведь «пятерка» не есть открытие... Дарвина я, кажется,
по-своему рассказал, но смысл сохранил. («Скальпель» и «кухонный нож» — это дарвинское).
Какие дети становятся отличниками? Почему обычно их не любят?
Чаще (но не всегда) становятся отличниками не одаренные люди. Чаще — это люди
синтонного или
демонстративного склада. Не любят отличников в классе из зависти,
из-за того, что нередко они чувствуют себя выше других.
Что делать бывшему отличнику, который теперь в жизни не первый?
Быть собою, найти свое дело, сообразное собственной природе, и будешь здесь
неповторимо-первым. Тогда и не сломаешься. Но это я все о себе пишу. Со мной не согласится тот, кто мучается, если он не первый.
Что должны иметь в виду родители отличника?
Родители отличника, конечно, должны знать «слабость» отличников, о которой я уже сказал. Чтобы он не разочаровался потом, когда троечник обгонит его в жизни.
О людях, окончивших столичные вузы:
В столице есть смысл жить тогда, когда без столичной обстановки, столичных библиотек, театров
и т. д., общения со столичными умами, высокими специалистами — не сможешь выполнить в жизни своего творческого дела. Другого смысла столичной жизни (для удовольствия
и т. п.) я не понимаю и не берусь об этом судить. Так вот. Если б я, будучи провинциалом, чувствовал душой своей необходимость для меня, для моего духовного, творческого развития, необходимость жизни непременно в столице, я бы за эту столицу, окончив вуз или еще раньше, зацепился бы любой честной ценой (работал бы по «лимиту»
и т. д.)
Как не сумевшему остаться в столице после вуза стать «успешным»?
Что значит «успешным»? Это, кажется, просто американское слово — successful — всучили русскому языку. Денег много? Должность высокая? Для меня это не главное, а отвечать я могу лишь за себя. Главное для меня — чтобы поменьше было оснований ругать себя за
что-то. Главное — чтобы была возможность делать то важное, что хочется делать. Я способен довольствоваться малым, но это малое свое дело, кажется, способен чувствовать как святое. Об этом есть в повести «Перед смертью»...
Что изменилось в проблеме устройства в жизни бывших отличников?
Можно приехать в большой город и жить там, кем угодно работать (в общежитии, с регистрацией
и т. д.), если отличник чувствует, что может жить только в столице (хоть торговать), и иначе жить не хочется. А раньше осесть было труднее — был только лимит.
О работе и дефензивных людях:
Что делать дефензивному человеку, если он не любит свою работу?
Ему нужно уйти с нелюбимой работы, если он на ней мучается, теряет себя. Поискать работу не такую мучительную. Или в мучительной прежде работе попытаться найти свет, хоть лучик солнца. Этому поможет, убежден, Терапия творческим самовыражением, если ею как следует заниматься, погружаться в одухотворенное изучение своей природы: для каких дел гожусь, что делать стану со светом в душе?
Как дефензивным людям примириться с капитализмом?
Свое дефензивное дело делать. Лечить себя
вдохновенно-творческой работой, даже если за эту святую работу не платят...
Все статьи и книги М. Е. Бурно