Советская школа считалась лучшей в мире. Общественно-политический строй определял не только бытие, но и сознание, и не мог обойти стороной такую «кузницу кадров», как советская школа, через которую строем с весёлой песней проходила вся страна. Да, советские школьники твёрдо знали, где находится река Замбези, но из чего складывается цена на товар, для них оставалось страшной тайной, что и породило «потерянное поколение», которое не смогло вписаться в жизнь, наступившую после 90-х. Традиционные образовательные программы обучения в Советском Союзе готовили к жизни в мире, которого не стало. Эти программы, в качестве базовых, существуют и в наши дни, правда, в изрядно переработанном и дополненном виде. К самым известным традиционным программам относятся «Школа России», «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века» и «Планета знаний».
Программа «Школа России» существует десятки лет, и её автор А. Плешаков видит основную цель программы в том, чтобы развивать у детей интерес к познанию своей родной страны, её величия и её значимости в мире, то есть это программа о России и для России. Традиционная программа, на которой выросли ещё наши родители, преподносит в доступной форме, отрабатывает и закрепляет учебные навыки, такие, как счёт, письмо и чтение. Система закладывает надёжный фундамент для учёбы в средней школе, приучает к дисциплине, так как в системе сохранена жёсткая вертикаль отношений учитель-ученик.
Программа «Гармония» уделяет больше внимания всестороннему развитию детей; не только создает условия для понимания изучаемых вопросов, но и приучает грамотно строить отношения с учителями и друг с другом. Хорошая подача материала позволяет учиться мыслить логически и творчески подходить к заданиям. Методические комплекты нацелены на опережающее обучение и хорошо адаптированы для школьников. На формирование ребёнка как личности оказывает огромное влияние «открытие» им нового знания самостоятельно. Эта программа дает ребёнку включиться в учебно-познавательный процесс довольно легко при наличии дошкольной подготовки.
В концепции образовательной системы «Школа 2100» под редакцией А. А. Леонтьева вводятся новые образовательные технологии — проблемного диалога, продуктивного чтения и оценки учебных успехов. Принцип минимакса является отличительной особенностью этой образовательной программы. Смысл саморегулирующейся системы минимакса состоит в том, что работа ведётся на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный, даже небольшой, результат. Учителем определяется необходимый минимум для каждого урока, а ученик, при желании, может использовать дополнительный материал. Такой индивидуальный подход формирует у детей мотивацию на успех.
Но главное преимущество программы «Школа 2100» заключается в непрерывности и преемственности обучения. Пособия и учебные комплекты, выполненные с учётом возрастной психологии, разработаны для всех возрастных групп — от трёх лет до ВУЗа. Программа направлена на развитие речи, памяти, воображения и является личностно-ориентированной. Число «2100» символизирует двадцать первый век, а два стоящих рядом нуля — стремление к бесконечности, прогресс российской педагогики на основе здравого смысла.
Учебно-методическая программа «Начальная школа ХХI века», под редакцией Н. Виноградовой, реализует концепцию «мягкой» адаптации ребенка к реалиям школьной жизни. Методический материал рассчитан на хорошо подготовленных детей и подаётся в игровой форме, стимулирует фантазию и реализует право ребёнка на индивидуальность. Разработаны специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».
Среди разработчиков комплекта учебников программы «Планета знаний» четыре заслуженных учителя России. Программа уходит от стандартной схемы обучения, предполагающей вопрос-ответ. Развивающие задания предлагают многое додумать или дописать самостоятельно. Эта программа позволяет не перегружать детей и подходит для детей с детсадовской подготовкой.
Единое информационное пространство расширило горизонты, мир стал ближе, и для того, чтобы наши дети заняли в нём достойное место, системы обучения должны отвечать новым требованиям. Поэтому на первый план выходит эффективность образования, дающая детям метод успешного выживания и продвижения вперёд вместе со всем прогрессивным человечеством.