[Сила слабых] [Наши публикации] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [Театральный роман (в статьях)] [Уголок красоты] [В круге света] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [ФеминоУкраина] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Модный нюанс]




Модерн - стремление к идеалу

Альфонс Муха. Весна
Альфонс Муха.
Весна

Модерн — один из немногих художественных стилей, произведения которого нравятся людям разных вкусов и возрастов. Возникший на рубеже XIX-XX веков, он актуален и сейчас. Коллекционеры на аукционах платят баснословные суммы за полотна Гогена, ювелирные изделия Фаберже и Таффани, афиши Тулуз-Лотрека и книжную графику Бердслея. Мы любуемся работами мастеров модерна: инженера Эйфеля и скульптора Родена, живописцев Врубеля и Васнецова.

Почему? Модерн привлекает и впечатляет своим эстетизмом, красотой привычных, бытовых предметов, загадочностью образов-символов. А ещё — преклонением перед красотой женщины.

В причудливых линиях произведений эпохи модерна, кажется, воплотились тоска по идеальному миру, где художник представляется творцом, волшебником. Он обращается с камнем, деревом, металлом, словно с податливой глиной, превращая их в произведения искусства. Лозунг «назад к природе», выдвинутый художниками, потребовал по-новому осмыслить и ощутить понятие «тело» — в первую очередь женское. Чувственность декаданса проявилась прежде всего в многочисленных образах Евы. Плавающие в облаках фимиама, обрамлённые ореолом роскошных локонов (волосы — один из основных декоративных элементов модерна), эти обольстительные дивы встречаются во всех видах искусства рубежа XIX-XX веков.

Девушки из высшего общества

Венский художник Густав Климт, парижанин, чех по происхождению Альфонс Муха, французский плакатист Жюль Шере, бельгийский живописец Фернанд Кнопф... Все они видели в женщине носительницу глубинной жизненной тайны, и она являлась главным объектом их интереса, как художников, так и представителей сильной половины человечества. Интересно, что не только в изобразительном искусстве, но и в культуре рубежа XIX и XX веков одной из популярнейших идей было господство женщины над мужчиной. Тема «борьбы полов» охватила учёные круги и светские салоны — в ней участвовали маститые живописцы и молоденькие курсистки, модные поэты и дамы из высшего света. Без преувеличения можно сказать, что главным образом искусства модерна, бесспорно, является женщина — загадочная, непредсказуемая, роковая красавица.

Густав Климт. Поцелуй
Густав Климт. Поцелуй

Кто они, женщины модерна? Музы, любимые жёны, артистки, интеллектуалки, натурщицы, жёны богатейших промышленников Европы... Каждая из них сыграла свою роль в жизни и творчестве художников и скульпторов, зодчих и ювелиров, словно Ариадна, протягивая ниточку на извилистом пути к постижению тайны Женщины и Природы, частью которой она является.

Когда в 1892 году хозяйка венского Дома моды Эмилия Флёге познакомилась с начинающим художником Густавом Климтом, вряд ли она думала о том, что станет для него музой, женщиной всей его жизни, которую он боготворил, хотя так и не предложил ей вступить в брак. Мало того, даже не предпринял попыток к телесному сближению — для этого, очевидно, Мастер предпочитал натурщиц, с которыми он, по собственному выражению, мог «расслабить руку». Эмилия Флёге была типичной представительницей своего времени — независимой, непредсказуемой, временами резкой в своих высказываниях, к тому же очень практичной — модели из ткани, созданной по эскизам Климта, пользовались популярностью у состоятельных венских модниц.

Художник выбрал основной темой своего творчества красоту женщины и не прогадал. Его портреты дам из высшего венского общества (среди его покровителей и меценатов — еврейские семейства состоятельной буржуазии) порою выражают равнодушие и отчуждённость, характерные для всех роковых женщин. Моделям это нравилось — ах, как приятно почувствовать себя прекрасной обольстительницей, хотя бы на портрете! Произведения встречали с восторгом, Климт был знаменит и стал любимейшим женским портретистом Вены, хотя неприкрытая эротика его работ вызывала неприязнь консервативных кругов.

Некоторые исследователи творчества Климта считают, что художник сначала писал своих моделей обнажёнными, и только потом наряжал в удивительные платья. На его полотнах гибкость плеч и рук перетекает в орнамент, а ниспадающему наряду вторят изгибы тела. Портреты Сони Книпс, Герты Фельшвани, Серены Ледерер, Маргарет Стонборо-Витгенштейн (подруга Фрейда, представительница венской интеллектуальной элиты) — в них, кажется, художнику удалось приблизиться к разгадке Вечной Женственности...

Идеал женской красоты

Танец Лои Фуллер
Танец Лои Фуллер

Легендарная танцовщица, американка Лои Фуллер была музой не только живописцев и скульпторов, она вдохновляла и Стефана Малларме, посвящавшего ей свои многочисленные стихи, и Клода Дебюсси, который находил, что его музыка никем, кроме неё, не была с таким совершенством интерпретирована. Кроме этого, Лои Фуллер была дружна с супружеской парой физиков Марией и Пьером Кюри. Образ этой танцовщицы в полупрозрачных взвихренных одеждах, с изящной головкой и тонкими руками можно встретить в творчестве почти всех художников начала прошлого века, её танец «Серпантин» даже становился объектом серьёзных исследований.

Альфонс Муха. Плакат для пьесы Жисмонда
Альфонс Муха.
Плакат для пьесы
«Жисмонда»

Сама Лои так рассказывала историю его происхождения: «Мой костюм был настолько длинным, что я с неизбежным постоянством наступала на подол и была обречена поддерживать его при помощи поднятых вверх рук, носясь по сцене как крылатый дух. Вдруг в зрительном зале разразились аплодисменты, и люди закричали: „Это прекрасно! Прекрасно!“» Создательница танца «Серпантин» окутывала себя покровами из изысканных тонких тканей, разрабатывала искусную хореографию с использованием световых эффектов. Своим искусством ей удалось создать видимую связь между символизмом, модерном и новым пониманием цвета и света. На Всемирной выставке в Париже Лои Фуллер пережила настоящий триумф — для неё построили специальный театр, который, включая саму танцовщицу, представлял собой законченный объект в стиле модерн.

Великой музой «прекрасной эпохи» была и актриса Сара Бернар. Талантливый ювелир Рене Лалик задумал для неё диадему. Он не признавал бутафорские украшения, считая их посредственными в художественном отношении. Начинающий художник Альфонс Муха, сторонник необычных затей и обладатель эксцентричного вкуса, буквально «проснулся знаменитым» после того, как выполнил заказ на театральный плакат, полученный от актрисы в большой спешке перед Рождеством 1894 года. Этот плакат для «Жисмонды» — пьесы Викториена Сарду — привлёк своим драматизмом внимание публики и восхитил саму Сару Бернар до такой степени, что она предложила Мухе заключить специальный контракт на последующие годы. Он отвечал не только за плакаты актрисы, но и за сценографию её спектаклей и костюмы.

Муха был буквально завален заказами — реклама, календари, ресторанные меню, обложки журналов... И везде — героини, которые стали своеобразным «фирменным знаком» художника: девушки с мечтательным взглядом, в лёгких светлых одеждах. Выполненный художником бюст под названием «Природа» представил тип женщины с неопределённым, непостоянным характером. Этот тип завладел всем Парижем, став и за пределами Франции идеалом женской красоты.

Синтез искусств

Модерну присущ утончённый артистизм, порою даже самолюбование, а единство идеального и реального стало его целью. В основе его оригинальной и яркой эстетики лежали идея синтеза искусств и стремление к созданию единого стиля в архитектуре, интерьере, дизайне мебели и ювелирных украшений, в графике, живописи, керамике и работах по стеклу.

Появился новый тип художника — универсальной личности, которая может создавать великое творение и преображать в изысканные шедевры самые прозаические предметы быта. Улучшая, украшая жизнь, он готов служить любым прихотям женщины — ведь предметы роскоши и драгоценности всегда ассоциировались с прелестной женственностью.

Дизайн Рене Лалик
Дизайн Рене Лалик

Элитарные проявления стиля модерн обращены к узкому слою состоятельных потребителей, живущих в богатых особняках и любящих уникальные ювелирные изделия. В декоративно-прикладном искусстве этот стиль совершил подлинный переворот, придав ему исключительное художественное значение. Трудно назвать художника, который так или иначе не был бы причастен к созданию мебели, ткани, домашней утвари, бижутерии, убранства интерьеров.

Ювелир Рене Лалик во Франции был автором украшений, эффектно сочетающим разные материалы. Драгоценные творения этого мастера — настоящие сокровища, соперничающие с блеском звёзд. Они в полной мере воплотили поэзию, музыку, ощущения, свойственные эпохе. У стенда великого ювелира на Всемирной Парижской выставке в 1900 году собирались огромные толпы людей, которые не могли оторвать глаз от украшений для корсажа, колье, брошей и диадем.

Создавая свои шедевры, Лалик работал как с драгоценными, так и с простыми материалами — эмалью, шлифованными полудрагоценными камнями, черепаховыми пластинами, рогом. На выставке Парижского салона 1901 года Лалик впервые показал в своей коллекции украшения из прозрачного хрусталя. Впоследствии ювелир стал одним из лучших художников по стеклу.

Другим известным мастером по стеклу эпохи модерна был Луис-Комфорт Тиффани, в прозрачных изделиях которого соединялись качество и экстравагантность. Его абажуры быстро стали настоящими бестселлерами, каждый зажиточный американец стремился украсить свой дом витражами, лампами или прозрачными ширмами, изготовленными в фирменной технике «пламенеющего стекла». Со временем Тиффани организовал секции по производству мебели, предметов «сакрального искусства», украшений, а также мастерскую, где изготавливали драгоценности. Именно последние вот уже сто лет являются образцами роскоши и хорошего вкуса. У многих они ассоциируются с прелестной актрисой Одри Хепберн.

Изучая природу, художники веками вырабатывали оригинальный язык орнаментов. Любимыми цветами эпохи модерн были орхидеи и каллы, они выражали определенные чувства и настроения, одновременно являясь традиционным декором. Каллы и ирисы служили воплощением женского начала: цветок каллы, подобно всепоглощающей воронке, напоминал чрево, а ирис означал невинность. И, наконец, мистический цветок, символ чистоты — лилия, выросшая у престола Богоматери из крови мучениц.

Шедевры для избранных

Бурно и пышно стиль модерн расцвёл в архитектуре — творения Антонио Гауди, Й. Ольбриха, В. Орта, О. Шехтеля, Анри ван де Вельде и многих других талантливых зодчих — настоящие шедевры, имеющие свою, ни на что не похожую стилистику (изогнутые линии). Например, стена, в обычном её понимании, просто отсутствует — на фасаде почти нет прямых плоскостей, которые давали бы точку отсчёта: все изгибается, перетекает, пребывает в бесконечном видоизменении.

Храм Святого Семейства. Архитектор Антонио Гауди
Храм Святого Семейства.
Архитектор Антонио Гауди

К сожалению, стиль модерн не мог широко распространиться в массовом зодчестве, прежде всего потому, что его архитектурные фантазии требовали солидных затрат. Но состоятельные буржуа охотно заказывали себе особняки, выполненные в новой манере, поражающие стилевым единством. Ведь не только архитектура, но и мебель, различные украшения, картины, обои, даже платья хозяек, столовые приборы и живая изгородь подчас были созданы по эскизам одного мастера, все элементы находились в гармонии и были связаны друг с другом.

«Всякий стиль неповторим, но стиль модерн — самый неповторимый среди всех стилей», — писал немецкий искусствовед Д. Штернберг. Последний великий стиль, охвативший разные страны и культуры, коснувшийся разных сфер человеческой деятельности, обогатил мировую культуру прекрасными образцами, которые не могут оставить равнодушным никого. Как бы предчувствуя большие открытия, победы и поражения будущего века, мастера оставили нам здания, мебель, ткани, ювелирные изделия, которые продолжают жить своей жизнью в окружении нового времени, неизменно радуют глаз и вызывают восхищение. А как же иначе — ведь мастера модерна учились у Природы, а источником вдохновения была Женщина...


Наталья Белоус. По материалам журнала «Зимняя вишня»


Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 20 января 2013 г.




НАПИШИТЕ ОТЗЫВ:
Имя: *
Откуда:
Отзыв: *









[Поле надежды — на главную] [Модный нюанс]
[Сила слабых] [Наши публикации] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [Театральный роман (в статьях)] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [ФеминоУкраина] [Об авторах] [Это Луганск...]