Английский костюм — как обобщенное понятие — деловой, строгий по форме и цвету стиль в одежде. Возник в XVIII веке в противовес французской версальской моде в мужской одежде. Французы носили шелковые кафтаны и короткие
Интерес к английскому костюму усилился после первой мировой войны, когда начался продолжающийся до сегодняшнего времени процесс эмансипации женщин. Деловую женщину устраивал этот стиль — костюм придавал солидность, был практичным, так как годился для многих случаев жизни, хорошо сидел практически на любой фигуре.
Английский костюм стал классикой в одежде и не выходил из моды, несмотря на всевозможные новые веяния. Его пропорции, силуэт, форма воротника и лацканов меняются в зависимости от моды. Карманы тоже могут быть разной формы, но один, маленький — для платка — делается почти всегда, так как позволяет в
Анорак.
Как видите, принцип тот же — утеплять, защищать от ветра — неважно, осенью, зимой или летом.
Ансамбль — слово это в переводе с французского имеет несколько значений: целое, совокупность; набор, комплект; костюм; вместе, сразу, в одно время.
Разное значение это слово имеет и в моде.
Так, до второй половины
Американская пройма делается в летних блузках и платьях без рукавов, когда плечи остаются открытыми примерно по линии реглана.
Аппликация — так называется прием отделки, когда на ткань, трикотажное полотно, кожу, замшу нашивается узор или орнамент, выполненный из
Апаш — в дословном переводе — «хулиган, уличный грабитель». Считают, что эта мода во времена первой мировой войны была заимствована у парижских хулиганов и прочих деклассированных элементов, которые носили просторные рубашки без галстука. Воротник свободно ложился на плечи и грудь, оставлял открытой шею. С тех пор воротник апаш время от времени входит в моду.
Апрески (apres ski — фр. «после лыж») — термин употребляется в двух значениях. Так называют теплую обувь — сапожки, ботинки, которые удобны для зимнего отдыха, в частности для прогулок. Эта мягкая — из меха, войлока, синтетической ткани на синтепоне или кожи — обувь имеет толстую, не пропускающую воду подошву, хороша и в снег, и в слякоть. Но так нередко обозначают удобную и теплую одежду, в которую переодеваются после лыжных походов. Это могут быть брюки свободной формы, просторные фланелевые блузы, вязаные кофты и шали. Они, как правило, несут на себе определенный отпечаток спортивной и непринужденность домашней одежды, декоративность народного костюма.
Асимметрия — прием композиционного решения моделей, при котором застежка или отдельные детали располагаются асимметрично. Асимметрия нередко подчеркивается контрастным сочетанием цветов или использованием материалов разных фактур. Иной раз асимметрия дается в виде небольших, мягко расставленных акцентов — запах или группа складок на юбке, форма воротника
Ацетатный шелк — искусственное волокно, тонкое, мягкое, пропускает ультрафиолетовые лучи. Негигроскопично. Плавится, горит с резким кислым запахом, после чего остается прозрачный, обуглившийся шарик, который превращается в белую золу.
Балетная длина — за образец берется классическая пышная юбка балерины, которая не доходит до пола на 23 см. Впервые термин появился в конце
Балетные туфли — это отнюдь не та обувь, в которой балерины выходят на сцену. В современной моде так называют нарядные туфли на очень низком каблуке, сильно открытые, нередко с ремешком, который закрепляется на заднике и проходит по подъему ноги.
Бананы — тропические фрукты дали название многим видам одежды, которые отдаленно напоминали форму банана. Это и брюки, расширяющиеся
Бардотки (или бюстье) — так называют блузки, уменьшенные до размеров бюстгальтера, которые шьют из разных тканей, даже из кожи. Носят под жакеты просторного кроя, как бы с чужого плеча, и сами по себе. Элемент вечерней одежды, костюма для эстрады. Возникли как элемент стиля «изобилие», предложенного французским стилистом Жаном Полем Гольтье.
Батист — мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей, мерсеризованная. Из батиста шьют детское белье, носовые платки.
Батник — искаженный английский термин "buttondown", в буквальном переводе "пуговицы донизу". Так называли женские блузки, напоминающие мужские сорочки. Впервые они были показаны в середине
Бельевой стиль — одна из разновидностей
Берет — этот головной убор имеет многовековую историю, он был модным еще в конце XV века. Форма очень разная — было время, когда берет имел углы и назывался баретом. Это шапочка кардиналов, священников, докторов. Временами берет приобретал небольшие поля, периодами надевался на жесткий каркас. Его делали из войлока, шерсти, атласа, бархата. Украшали перьями и драгоценными камнями. Береты были пышные и мягкие, маленькие и жесткие. Их носили и женщины и мужчины. Они и сейчас остаются в моде в самых разных вариантах. Кроме того, береты — головной убор некоторых армейских подразделений.
Блейзер — раньше назывался клубным пиджаком, так как был своеобразной формой членов английских аристократических клубов. В начале
Блузон известен в моде не одно десятилетие.
Боа — так
Боди шорт (или комбидрес) — так называется своеобразный гибрид трикотажной кофточки, майки, блузки, свитера с трусиками. Боди шорт — вещь цельнокроенная, спереди ластовица застегивается на пуговицы, крючки или кнопки. Боди — то же самое, но без застежки.
Брюки.
Бубу ведет свое происхождение из Африки, в современной моде — простейшее пляжное платье. Прямоугольный кусок хлопчатобумажной или махровой ткани складывается пополам, делается вырез горловины, по талии в кулиску продергивается шнур, который завязывается сзади, боковые швы можно и не делать. А если их сделать, хотя бы не до конца, можно не стягивать талию шнурком, носить платье как балахон.
Буканары — так называются тонкие мужские сорочки, которые носят навыпуск поверх свитера или майки. Сорочка делается достаточно просторной, с расширенной линией плеч и свободными проймами.
Букле — в шерстяную ткань простого переплетения вводится пряжа фасонной куртки, отчего на поверхности ее образуются петли и узелки. Из толстого букле шьют пальто и костюмы, тонкое идет на платье.
Велкро (или «репейник») — так называется тесьма, которая используется в качестве застежки на одежде, обуви. Она может дублировать молнии, на куртках например, но может применяться и вполне самостоятельно — на клапанах, погонах, патах, манжетах,
Вельветон (или обезьянья кожа) — прочная, ветронепроницаемая хлопчатобумажная ткань, из которой обычно шьют спортивную одежду. Имеет бархатистую поверхность, с лицевой стороны начесанный, заглаженный ворс. Напоминает замшу.
Велюр — общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет.
Виши — название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она впервые была создана. Так же называется и рисунок в мелкую клетку, обычно двухцветный — синее с белым, красное с белым
Галстуки имеют свою довольно длинную историю. Считают, что они были известны еще в Древнем Риме, когда их использовали больше в качестве шейного платка и не для украшения костюма, а исключительно в утилитарных целях — закрывали шею, чтобы не простудиться. А с XVII века галстук уже не выходит из моды — меняются лишь его форма, способы ношения и приемы завязывания. Тот вариант, к которому мы привыкли, сложился в XX веке: галстук может быть уже или шире, длиннее или короче, быть шитым или плетеным, но это все тот же галстук, который носят обычно с костюмом и завязывают под воротником сорочки.
Гамаши (они же — гетры) — вид одежды, который как бы заменяет голенища сапог, закрывая ногу от коленей до ступни, сама подошва при этом остается открытой. Иными словами, это чулок, доходящий только до колен, причем чулок без подошвы, чем он и отличается от гольфов. Гамаши и гетры можно сделать из любых материалов, в том числе и из кожи (гетры из жесткой кожи называются краги). Гамаши (их еще называют «наголенки») надевают летом (в основном с декоративной целью) и зимой (нередко поверх узких брюк с целью не только декоративной, но и для тепла тоже). Их носят и юноши, и девушки, хотя в давние времена гетры носили исключительно
Гаучо. Этот стиль вошел в моду в конце
Гленчек. Этот термин, обозначающий клетчатую ткань, известен больше специалистам, в обиходе применяется другое, более распространенное название — «шотландка». Однако ткань имеет и другие названия, связанные с именами различных исторических личностей, которые любили одежду из ткани в клетку. Клетка «принца Уэльского», «принца Галльского», «Эстерхази» — это все гленчек, шотландка.
Гобеленовый рисунок. Для него характерны мягкие, блеклые тона, при этом подчеркивается и своеобразная гобеленовая техника. Как правило, это довольно натурально выполненные картины природы, изображения людей, животных, растений.
Годэ — так называются клиновидные вставки в нижней части юбки, которые либо отделываются плиссировкой, либо выкраиваются по косой.
Голливудские туфли — так нередко называют классические лодочки на «шпильке» — резко суженном книзу каблуке средней высоты или очень высоком.
Гольф. Этот термин моды ведет свое происхождение от известной игры в гольф, а точнее — он связан с костюмом, который обычно надевали для этой цели. И хотя не существует понятия «костюм для игры в гольф» (в отличие от костюма для игры в теннис), но мода зафиксировала в терминах отдельные элементы такого костюма.
Граффити — так называется один из стилей молодежной одежды, своеобразное продолжение
Дамассе — в переводе с французского «узорчатый». Пластичная шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Хлопчатобумажные ткани подобного рода называют дамаст. Дамассе, как и другие жаккардовые полотна, традиционно применялись для подкладки, обивки мебели, но в последние годы все чаще используются для изготовления нарядных блуз и платьев.
Дафлкот. Так называется мужское или женское укороченное пальто спортивного стиля с характерными только для него особенностями: встречная складка на спине, накладная кокетка или двойные плечевые детали, застежка на
Двулицевые изделия — вещи, которые можно носить и на лицо и на изнанку. Для них применяются двусторонние ткани, у которых обе стороны можно использовать как лицевые. Они бывают абсолютно одинаковыми по фактуре и цвету или сильно отличаются, что обычно обыгрывается при создании модели. Получаются как бы две разные вещи. Двулицевыми делают демисезонные пальто, куртки, жакеты.
Деним — очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в буквальном переводе с французского означает «из Нима». Ним — город во Франции, где придумали и создали эту ткань. Она была предназначена для рабочей одежды.
Дерби — микростиль спортивной одежды. Дерби — имя английского лорда, страстного поклонника скаковых лошадей. Обувь и одежда в стиле дерби напоминает одежду для скачек. Дерби называлась и шляпа, которую носил легендарный лорд, — жесткая, серая, с черной лентой.
Джеллалаба. Если слово покажется вам чрезмерно длинным, можно говорить и короче — джаллаба, что тоже верно. В период всеобщего увлечения фольклорным стилем в моду вошли несколько преображенные многие виды одежды народов разных континентов, в том числе и джеллалаба — просторное, до пят платье. Крой его чрезвычайно прост: прямоугольное полотнище сшивается порой только частично, по бокам. Иногда его делают с капюшоном. Ткань — либо с ярким экзотическим узором, либо гладкая, тогда платье украшается вышивкой, тесьмой
Джемпер — трикотажная кофточка без застежки или с застежкой только сверху, не до низу. Во всем остальном — возможны варианты. Джемпер с высоким воротником — это уже свитер. Форма выреза горловины джемпера может быть любой. Если у джемпера воротник и застежка, доходящая примерно до середины — это
Джинсы. История джинсов хорошо известна, хотя многое здесь окружено своеобразной легендой.
Говорят, что в 1850 году предприимчивый американский фабрикант Леви Страус завез в западные штаты брезент для палаток. Однако в тех местах случился дефицит кожаных брюк, и он быстренько сшил брюки из привезенного им брезента, которые безумно понравились местным жителям как практичная и удобная рабочая одежда. Тогда же Леви Страус запатентовал открытие и создал свою знаменитую фирму. Он использовал ткань деним, вывозил ее из порта Генуи,
Мода обратила на них внимание лишь в конце
Джинсовый стиль стал своеобразной классикой, он остается в моде, и по сей день журналы мод предлагают одежду из джинсовой ткани.
Дзюдо — один из микростилей одежды спортивного характера. Жакеты в стиле дзюдо имеют покрой кимоно, без застежки, но с запАхом, полы жакета «сдерживают» кушак. Вязаные кофты в этом стиле также имеют характерный запАх.
Диско — один из микростилей в молодежной одежде
Диффузный стиль позволяет сознательную, преднамеренную эклектику в решении костюма. В ансамбль объединяются вещи разного стиля: деловой пиджак поверх романтического платья, спортивного характера брюки с блузкой в фольклорном стиле
Дутики. Чаще так говорят о синтетических, простеганных, на синтепоне сапогах, которые производят впечатление надутых воздухом. Но нередко дутиками, дутышами называют и другие вещи в этом роде — куртки, жилеты, брюки.
Жабо — съемное кружевное украшение на грудь, которое может дополнить блузку или платье. Женщины заимствовали его из мужской моды в XIX веке и с тех пор не теряют из виду.
Жакет. Сейчас его нередко называют «женским пиджаком» или жакетом в стиле мужского пиджака,
Наконец, трикотажный жакет — это кофта на застежке снизу доверху. Может иметь форму кардигана, напоминать спенсер, быть похожим на блузон или куртку. Здесь в определении решающим обстоятельством является наличие застежки, все остальные трикотажные вещи с застежкой не донизу или без нее и с рукавами называются джемпером.
Жилет — потомок камзола, который носили поверх рубахи под кардиганом. Когда камзол появился, а было это в XVII веке, он еще имел рукава, но очень скоро лишился их, хотя
«Изобилие» — стиль, предложенный Жаном Полем Гольтье. Можно соединять все и со всем. Цвета самые яркие. Допустимы всевозможные линии, объемы — вещи эксцентричные, на грани китча.
Индийская блузка (холи) — из разряда вещей для отдыха и пляжа. Короткий рукав, глубокий овальный вырез, плотное прилегание по фигуре и длина выше талии — так выглядит эта блузка, которую шьют обычно из тонкой ткани. В индийском народном костюме она служит необходимым дополнением к сари, а в европейской моде играет самостоятельную роль.
Индийский стиль в одежде. Это одежда для лета, для отдыха, пляжа, обычно из белой хлопчатобумажной ткани. В ней в измененном, естественно, виде отразились черты индийского костюма.
Казак — в XVII веке короткий мушкетерский плащ, имел множество застежек по боковым швам и швам рукавов — число пуговиц порой превышало сотню. Казак легко трансформировался: рукава вшивались в пройму только в верхней части, поэтому их можно было застегивать, чтобы надеть на руки, или отбросить назад, руки освободив. Казак легко превращался в короткую пелерину.
Капюшон — головной убор, соединенный с одеждой. Он составляет с ней единое целое даже и в том случае, когда делается съемным. Известен много веков. Может использоваться в чисто утилитарной роли (для защиты от ветра, холода, дождя) и в декоративных целях. В тех случаях, когда его декоративная роль подвергается сомнению, капюшон делают на молнии или пуговицах, чтобы можно было отстегнуть от ворота и убрать. Современная мода предлагает использовать капюшон в нарядной одежде — шелковые ткани хорошо драпируются и капюшон располагается по плечам.
Карманы. Накладные, внутренние, карманы «в рамку» и с листочкой, застегивающиеся на молнии — все это известно давно, причем даже в самых изысканных вариантах. Однако удалось придумать и нечто новенькое —
Кашемир — тонкая легкая шерстяная или полушерстяная ткань, имеющая на поверхности диагональный рубчик. Из кашемира темного цвета шьют школьные форменные платья и фартуки. Набивной кашемир используется на платки, шали, платья.
Кильт (килт) — мужская юбка, национальная одежда шотландских горцев. Обычно шьется из шерстяной клетчатой ткани (шотландки), сзади и по бокам укладываются складки, спереди — запАх, причем край полотна нередко кончается бахромой. ЗапАх закрепляется крупной английской булавкой.
Кимоно. В современной моде нередко так называют цельнокроеный рукав, заимствованный в начале ХХ столетия из национального японского костюма кимоно, длинного живописного халата. Рукав кимоно (или «японка») может иметь разные пропорции, в том случае, когда пройма его располагается низко, доходит до талии, рукав называют «летучая мышь». Стилем «кимоно» называют вещи европейского характера, в которых используются
Классический стиль (классический костюм, классика). В моде есть вещи, которые, несмотря на все перемены вкусов, пристрастий, привязанностей, остаются в определенной степени неизменными. Общее мнение признает их превосходными, примерными, образцовыми. Таков, например, английский костюм, который называют классикой моды. Или предложенные французским
Клоке — ткань, шерстяная или шелковая, сотканная на двух основах, которые располагаются одна над другой. Нижняя сторона ткани — гладкая, натянутая, а верхняя как бы присобрана, имеет выпуклый, пузырчатый рисунок. Из нее шьют куртки, платья, в том числе и вечернее. С эффектом клоке бывают и хлопчатобумажные ткани — их не делают на двух основах, просто подвергают специальной обработке, чтобы добиться эффекта жатости, шероховатости.
Ковбойка — клетчатая рубашка, мужская или женская. В моде известна не одно десятилетие. И хотя время накладывает свой отпечаток на характер деталей и виды отделки, меняет пропорции этой рубашки, основные ее черты остаются неизменными — кокетка, карманы, длинные рукава, погоны.
Комбинезон долгое время считался исключительно рабочей одеждой. Удобный, со множеством карманов, он не стеснял движений, собирал воедино костюм. Даже и в своем рабочем варианте комбинезон имеет разные фасоны. Верхняя его часть может быть более или менее открытой.
Форма комбинезона зависит от направления моды — он легко воспринимает все новые веяния. Меняются брюки — меняется и низ комбинезона. Увеличивается, опускается пройма, приподнимаются, расширяются плечи — все это отражается и в комбинезоне, который представляет собой своеобразный гибрид из брюк и блузки.
Комбинированная одежда — та, что выполняется из
Одно время этот термин относили и к одежде, которую можно было видоизменить — отстегивать или пристегивать рукава, снимать детали или
Комплект в отличие от ансамбля — набор предметов, возможно и не связанных стилевым единством, но объединенных ради
Конотье — соломенная шляпа с плоской тульей и прямыми полями. Появилась в конце прошлого века. Носили ее и женщины и мужчины. В наше время иногда используется как головной убор для пляжа, прогулок.
Конструктивный стиль в одежде — стиль, при котором конструкция одежды подчеркивается специальными декоративными приемами, что позволяет подчеркнуть, выделить форму костюма. Это было свойственно, в частности, русскому народному костюму, в этом направлении очень интересно работала Надежда Петровна Ламанова, ее модели в конструктивном стиле были удостоены «Гран при» на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. В
Корсет
Корсаж — верхняя часть лифа, платья, талия. Так называют и специальную широкую тесьму для поясов.
Косоворотка — исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась асимметрично: сбоку, а не посередине переда. Воротник — крохотная стойка. Мотивы косоворотки можно найти не только в мужской, но и в женской моде.
Космический стиль возник в моде в связи с полетами космонавтов. Блестящие ткани, четкие скульптурные формы одежды, их словно бы неземной характер при подчеркнутой утилитарности — характерные черты этого стиля. Его представители — серебряные и золотые объемные куртки «лунники» — мунбуты (англ. moon boot — лунный ботинок), теплые сапоги из непромокаемых материалов на толстой, массивной, плоской подошве.
Костюм — в широком смысле это одежда
Костюм Габриэль Шанель. В авторском исполнении — это костюм из мягкой буклированной ткани, с прямой юбкой и строгим, без воротника жакетом, отделан тесьмой, чаще всего уникальной. Его носят с одноцветной шелковой блузкой, украшенной бантом, с многочисленными цепочками на шее. Костюм отличается элегантностью и определенной, несколько смягченной деловитостью. Костюм "шанель" практичен, идет всем независимо от возраста и комплекции.
Крават — так назывался галстук в период своей молодости, когда еще все помнили его происхождение: такого рода шитый платок носили хорваты, отсюда произошло и название. Позже у нас в обиход вошел немецкий термин, хотя «крават» сохранился во многих других языках. Так нередко называют и ткани галстучного типа.
Крепы — так называется большая группа тканей, которые вырабатываются из разных волокон, но непременно имеют мелкошероховатую поверхность. «Креповый» эффект достигается,
Кримплен — одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Пользовался невероятной популярностью, затем уступил всякого рода смескам, которые больше напоминают натуральные ткани со всеми их достоинствами.
Лавабль — в переводе с французского «моющийся, стирающийся». Название относится к тканям, подвергшимся специальной обработке типа
Лаке. В результате такой отделки ткань приобретает блеск, становится гладкой, как бы лакированной.
Лацканы — отвороты на груди у пиджака, жакета. Место их соединения с воротником называется раскепом. Лацканы могут быть шире и уже, форма их может напоминать ласточкино крыло, как это было в мужском костюме
«Летучая мышь» — одна из форм цельнокроеного рукава, когда пройма начинается едва ли не у талии, а весь огромный объем рукава постепенно уменьшается к запястью.
Лоден (или лёден). Эта шерстяная ткань в конце
Листочка — так называется широкая бейка, напоминающая клапан, которой нередко обрабатывается прорезной карман.
Лоскутный узор. В период всеобщего увлечения фольклорным стилем вспомнили о лоскутных одеялах наших бабушек. Из лоскутов, вырезанных в виде ромбов, квадратов, треугольников, шили юбки, жилеты — очень яркие, нарядные. Были созданы так называемые лоскутные узоры набивок, они имитировали лоскутные изделия — эффект тот же, только сшивать не надо.
Макинтош. Так, именем шотландского химика Чарльза Макинтоша, был назван созданный им непромокаемый плащ. Говорят, что свое открытие он сделал случайно: нечаянно раствором каучука измазал костюм и заметил, что это место не промокает. Первые плащи были примитивными, но тем не менее Макинтош вошел в историю. Плащ, а также легкое пальто, которое мы теперь называем макинтошем, обычно имеет прямой силуэт, средних размеров отложной воротник (отвороты не обязательны), на спине непременная шлица, застежка чаще всего супатная, прорезные карманы с листочками расположены наклонно, пояс и паты на рукавах с пряжками. Макинтош — такая же классика моды, как английский костюм.
Мандарин (не путать с фруктом) — жакет прямого силуэта с довольно широкими и тоже прямыми рукавами, без воротника или с небольшой стойкой, застежка на пуговицы и навесные петли располагается, как правило, асимметрично, верхний угол правой полочки срезан по диагонали. Это жакет в восточном стиле — напоминает традиционную китайскую, японскую, корейскую одежду. Жакет мандарин имеет и второе название — «quilted», что означает «стеганое одеяло». Мандарин шьют из тонких шелковых тканей, простегивают с синтепоном. Ввели в моду работающие в Париже японские модельеры Кензо и Ямомото, активно пропагандировал Ив Сен Лоран.
Манто. Теперь мы относим это название преимущественно к меховым шубам — роскошным, пышным. В XVIII веке манто шили из бархата или дорогого атласа, пальто не должно было скрывать платья из тонкой ткани, поэтому полы его расходились. Эта особенность манто позволяет и сейчас применять этот термин к тем видам пальто и шуб, которые имеют свободную, расширяющуюся книзу форму.
Маренго — сукно черного или
Матлассе очень напоминает клоке. Шелк — искусственный или натуральный — с жаккардовым, словно вышитым рисунком.
Матросский стиль — один из самых живописных в летней одежде, который, если и отходит ненадолго на второй план, то потом снова входит в моду, приобретая силуэт и пропорции одежды, которая свойственна этому периоду. Характерные черты — юбка в складку или со складками, просторная блуза с матросским воротником или жакет, который носят с майкой или яркой блузкой в полоску. Канты, эмблемы — в качестве отделки. Обязательные цвета — белый, синий, красный.
Меланж — смесь волокон разных цветов или оттенков в одной пряже или одном полотне, что позволяет добиться определенного колористического эффекта.
Милль флёр — рисунок на ткани в виде разноцветных полевых цветов (в переводе с французского — «тысяча цветов»). Иногда его называют крестьянским цветочным узором.
Многослойность. Этот термин употребляется наравне с другим — этажная одежда, вошел в употребление с 1972 года, когда мода позволила носить одежду в несколько слоев. При этом старый принцип — длинное поверх короткого — был заменен другим — короткое поверх длинного. И все «этажи» оказались на виду: поверх рубахи навыпуск — жилет, а на нем еще более короткий жакет или куртка. Впрочем, здесь нет жестких правил: число слоев одежды зависит от погоды и изобретательности человека.
Мохер вошел в моду с конца
Мультиколор — многоцветность. Обычно термин используют в тех случаях, когда речь идет о меланжевых тканях, которые производят впечатление одноцветных.
Муар — шелк, имеющий блестящий рисунок на матовом фоне. Он напоминает узор, который можно увидеть на продольном срезе дерева. Из муара шьют нарядные платья, используют его и в качестве подкладки.
Нарядная одежда — приподнятая, праздничная. Иной раз нарядность платью или костюму придают удачно подобранные дополнения и украшения — кружевной воротник, шарф, цветы, бусы
Норфолк — охотничья куртка, длинная, до бедер, на спине две глубокие складки, по талии пришит пояс. Спереди большие карманы со складками и клапанами. Носили норфолк с брюками длиной три четверти. Куртка названа именем лорда, который ввел ее в свой гардероб.
Оксфорд. Мода на полосатые и клетчатые спортивные рубашки возникла у студентов Оксфордского университета, отсюда и такое название сорочечных тканей в полоску и клетку. Обычно это хлопок или смеси с хлопком.
Органди — очень тонкая, очень прозрачная, довольно жесткая хлопчатобумажная ткань (бывает и искусственный шелк). В далеком прошлом была завезена из Восточной Индии. В последние годы мода вновь обратила на нее внимание. Используется для блузонов и жакетов в вечерней одежде, их носят поверх топов или бюстье.
Пальто — это, как писал В. Даль, весьма неудобное для нас название верхнего платья, мужского и женского, в роде широкого сюртука; чапан. Чапан в те времена был более знаком и понятен — кафтан, азям, стеганка, род поддевки. Мы же уже давно привыкли к этому названию.
Известны разные варианты пальто. Городское — обычное пальто с рукавами реглан, косо расположенными карманами, может напоминать удлиненный пиджак. Дорожное — шьют преимущественно из верблюжьей шерсти, с завязывающимся поясом, накладными карманами и клапанами. По краям отстрачивают. Спортивное — имеет глухой воротник и высоко расположенные карманы. Пальто, называемое дафлкот, имеет двойные плечевые детали, капюшон, застежку на
Панама. Мы привыкли употреблять это слово с уменьшительным суффиксом — «панамка» и называем так белые пикейные шапочки, которые надеваем на головы маленьким детям, чтобы защитить их от солнца. Между тем панама
Панталоны. Любопытна история этого термина, который в наши дни применяется исключительно для обозначения нижнего белья (женского, мужского). Панталоне — имя одного из персонажей итальянской комедии масок. Он и его костюм сделался популярным во Франции после очередных гастролей итальянских артистов. Прямые и широкие штаны, доходящие до середины икры, в которые был одет Панталоне, стали называть его именем. Мода меняла их длину, ширину, но, после того как дворяне оделись в кюлоты, панталоны остались одеждой бедняков. Их называли санкюлотами («без кюлотов», «не имеющие кюлотов» — в буквальном переводе). Костюм санкюлотов, состоящий из панталон, рубашки и куртки, стал прообразом современного мужского костюма.
Парео — большие платки с ярким, экзотическим рисунком, которые завязывают вокруг бедер или под мышками, используются в качестве пляжной одежды. Гаитянки на картинах Гогена нередко изображались в парео.
Пеньюар — утреннее платье, халат. Появление пеньюара в начале XIX века связывают с тем, что одежда стала более разнообразной и начала приобретать узкое назначение. Сейчас пеньюарами называют нарядный легкий утренний халат — в отличие от более скромного халата, в котором женщины занимаются работой по дому. Пеньюар нередко делается в комплекте с ночной сорочкой.
Пепита — ткань в мелкую
Хлопчатобумажную ткань с рисунком пепита используют в детской одежде.
Пижамный стиль.
Пике — хлопчатобумажная или из искусственного шелка ткань, лицевая сторона которой в виде рубчиков или сот. Выпускается в двух вариантах: гладкокрашеная и набивная. Широко используется в детской одежде. Из пике по традиции шьются классические белые воротнички.
Пластрон — нагрудник, или манишка. Был особенно популярен в середине
Платье. Несколько терминов из старой моды: платье «Вамп» — одежда голливудских кинозвезд
Плащевка — плотная и тонкая хлопчатобумажная (иногда смесовая) ткань, предназначенная для летних плащей. Широко используется для пошива юбок, платьев и легких костюмов.
Поло — игра в мяч, сидя на лошадях, если перевести это слово с английского языка. Трудно сказать с определенностью, от этой ли игры, от костюма для нее или от имени Марко Поло произошел этот термин. «Рубашка поло» — рубашка, имеющая застежку до середины груди. Соответственно застежка тоже называется «застежка поло». Есть еще и «воротник поло» — мягкий, отложной.
У нас такую рубашку называют «тенниской».
Портфель — речь идет не о сумке школьника.
Прогулочный стиль (или
Пуловер — трикотажная фуфайка, без воротника и без застежек, плотно облегающая фигуру — в переводе с английского — «надевать через голову».
Пумпы. Так назывались брюки, которые в конце XIX века носили суфражистки — участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Широкие, они доходили лишь до середины икры и здесь сосбаривались. В
Пыльник появлялся в моде дважды (в
Рабочая одежда. В одежде для отдыха, работы в саду и отчасти в деловой одежде используются формы и детали, принятые в специальной рабочей одежде. Так, в частности, комбинезон сохраняет даже в деловом или уличном варианте многие «рабочие черты» — удобные карманы, молнии.
Раскеп — в пиджаке и жакете место, где соединяются воротник и лацканы.
Реглан — покрой рукава, при котором он вшивается по косой — от подмышки к шее. Обязан своим названием барону Реглану, для которого была сделана одежда с такими рукавами, чтобы можно было замаскировать поврежденное плечо.
Редингот — один из долгожителей моды, его появление на свет относят к XVIII веку. Именно тогда англичане изобрели удобный для верховой езды
Рейтузы — теперь шерстяные трикотажные брюки, которые одновременно с юбкой носят в холодную погоду женщины и дети.
Ретростиль — так называют мелкие кражи, которые время от времени совершает современная мода у моды прошлых десятилетий. Это все же не стиль, а скорее стилизация. А может быть, просто тоска по давно ушедшему?
Реформаторское платье (или платье реформ). Результат первых, во многом неудачных, попыток создать целесообразное женское платье, удобное — без корсета. Рождено движением женщин за эмансипацию, которое развернулось в середине XIX века. Платье доходило до колен, талия не обозначалась, ноги закрывали надетые под платье шаровары. И хотя первые попытки были освистаны и осмеяны толпой и карикатуристами, все же платье реформ дало толчок к созданию удобного женского костюма.
Рубашка мужская, как и все в мужском костюме, десятилетиями сохраняла свою форму неизменной. Разве только воротнички становились то больше, то меньше, то почти исчезали, оставляя у горловины невысокую стойку. И все же не одна лишь классическая белая рубашка существовала в мужской моде! Менялись ткани — одноцветные, в полоску или клетку, набивные. И менялся галстук, который всюду следует за рубашкой по пятам.
Русские набойки — ткани с геометрическим или стилизованным растительным орнаментом, который обычно получается при помощи специально вырезанных форм.
Рустикальный стиль — то же самое, что «фольклорный» или
Сандалии, скорее всего, были изобретены в Древнем Египте, хотя они известны и другим древним народам. Неоднократно появлялись в моде, в частности в XIX веке, когда вдруг стал популярен античный стиль. Легкая обувь без каблуков или на очень низких каблуках, с ремешками, оплетающими ноги, не имеет подкладки и стелек. Сандалеты — это сандалии с подкладкой. Сейчас сандалии и сандалеты существуют в детской и подростковой обуви.
Саронг — такие юбки (длинные, без шва) носят в Индии и Индонезии. Их свободно драпируют на бедрах. Используют яркие ткани, нередко украшенные узорами, которые выполняют в технике «батик». В
Сафари — слово африканского происхождения, означает экспедицию в глубь Африки на охоту в саванне или джунглях. Участники охоты одевались в удобную для путешествия, очень функциональную одежду, как правило, защитного цвета. Много лет существовала она, не замечаемая модой, хотя имела массу достоинств. Прежде всего покрой — в костюме сафари все подчинено удобству. Не стесняющий движений крой. Необходимые в условиях путешествия карманы и карманчики, застежки, дающие возможность трансформировать костюм в той степени, в которой это необходимо. Кожаные пояса с отделениями для патронов. Напоминающие шлемы головные уборы с сетками от комаров. Высокие ботинки или сапоги, столь нужные там, где можно встретиться с ядовитыми змеями. Наконец, сама ткань — плотный хлопок без примеси синтетики цвета хаки или песочного, делающего охотника незаметным в джунглях или саванне.
В
Свитер — трикотажная фуфайка, без застежки, с высоким воротником, закрывающим шею.
Силуэты — как бы начертательный план формы одежды, ее геометрический прообраз. В популярных статьях о моде используется как термин, позволяющий передать главные очертания того или иного вида одежды. Различаются силуэты прямой, напоминающий прямоугольный, трапециевидный, овальный. Кроме того, обычно даются некие уточнения о том, в какой степени одежда облегает фигуру, — приталенный силуэт, полуприлегающий
Смокинг. Можно было бы, конечно, ограничиться одним определением: смокинг — это костюм, который является формой для официантов. Но так было не всегда.
Спортивный стиль сложился под влиянием на моду удобной, гигиеничной и красивой одежды для спорта. В спортивном стиле может быть выдержан деловой костюм или комплект повседневной одежды, одежды для дома и для улицы. Куртка, анорак, майка, жакет дзюдо, матросский костюм, сумка на длинном ремне, гольфы — все эти вещи необязательно должны использоваться только для занятий спортом, они хороши как повседневная одежда и придают всему ансамблю энергичный спортивный характер.
«Стеганое одеяло» (или «спальный мешок»). Так порой называют вещи, причем самого разного назначения, в которых применяется стежка. Прием этот не новый — стеганые вещи есть в национальном гардеробе многих народов (вспомните хотя бы узбекские халаты). Но стежка как прием отделки используется и в вещах другого стиля и другого назначения — в нарядных, даже вечерних туалетах, в одежде для дома и в одежде детей и подростков. Она оказалась кстати и при создании многослойных комплектов одежды.
Сумки всегда очень четко разделялись по назначению: вечерние, нарядные — для мелочей и косметики; деловые, строгие — для бумаг и документов; практичные, хозяйственные — для всякого рода покупок; дорожные — для всего сразу. Основные формы сумок возникли в конце XIX века, хотя с тех пор они претерпели определенные изменения.
Супат. Так называется застежка, закрытая планкой или клапаном. Ее называют иногда потайной застежкой. Используется практически во всех видах одежды — от пальто до тонких шелковых блузок.
Сюртук — длинный мужской двубортный пиджак, спереди доходит только до талии — здесь он как бы срезан. Его родина — Англия, XVIII век. Долгое время сюртук был форменной одеждой.
Тафта — блестящая, жестковатая ткань из натурального или искусственного шелка. Она бывает гладкокрашеной или клетчатой.
Твид — эта шерстяная, напоминающая домотканую ткань, если и выходит из моды, то ненадолго. Идеальный материал для костюмов и пальто делового и спортивного характера. Хотя из легкого твида шьют и платья.
Термоблуза, термоплащ, термобрюки, терможилет — вещи утепленные, способные заменить традиционные шерстяные. Их шьют из хлопчатобумажных тканей в два слоя, между слоями прокладывают тонкий пласт синтетической ватки. Ткани могут быть набивными, гладкими, вещи чаще всего в спортивном, молодежном стиле. Термовещи могут собираться в комплект, но могут выступать и в качестве единичных изделий — они хорошо сочетаются с трикотажем и дополнениями из трикотажа, с толстыми куртками, в том числе и из искусственного меха.
Ток — в переводе с французского «шапочка без полей». Возникла в XVIII веке — ток в те времена носили и мужчины и женщины. Мужчины уступили женщинам этот головной убор столетие спустя, и с тех пор он сохраняется в женском гардеробе. Чаще всего ток делают из фетра — эта шляпка не для суровой зимы, но иногда для нее используют норку или каракуль, главное, чтобы мех не был пушистым.
Топ — блузка на бретелях, как бы верхняя часть комбинации. Его популярность объясняется главным образом тем, что он прекрасно дополняет костюм, заменяя традиционную блузку с воротником и рукавами.
Туника — нечто среднее между платьем и блузкой: для блузки слишком длинная, для платья — чересчур короткая. Носят тунику поверх брюк, юбки и даже платья. По бокам она обычно имеет глубокие разрезы. Родословная туники — в далекой древности.
Тюрбан (или чалма) — у нас чаще употребляют второй термин. В отличие от настоящей чалмы, когда на войлочную шапку накручивают целые полотнища ткани, современная чалма проста и непритязательна: ее вяжут, скручивают трикотажные полотна, формуют из фетра.
Унисекс (фр.), онесекс (нем.) — однополая или вне пола; так называется одежда, рассчитанная на то, что ее могут носить и мужчины и женщины. Классический пример: джинсы. Но таких вещей, входящих и в мужской и в женский гардероб, сейчас довольно много — свитеры, пуловеры, куртки
Фольклорный стиль — его нередко называют деревенским стилем или
Фрак, так же как и сюртук, имеет длинные полы, а спереди до талии срезан. В XVIII веке был кавалерийской формой — это кавалеристы предложили срезать мешающие им полы кафтанов. Фрак имел весьма интересную и бурную историю: его любили щеголи, он был формой, которую носили военные и служащие министерств, в него наряжали официантов в наиболее изысканных ресторанах. В наши дни мы видим фрак в основном на сцене: это одежда дирижеров и некоторых артистов.
Фроте — это та самая ткань, из которой делают махровые полотенца, халаты, простыни. В обиходе мы называем ее «махрой», «махровой тканью».
Хакама. Так назывались брюки самураев. Предлагались работающим в Париже японским модельером Кензо.
Хлопок зимний — так называют хлопчатобумажные ткани с начесом: фланель, байку, чертову кожу
Шапка. Мы не собираемся объяснять этот термин и говорим о нем лишь потому, что с 1976 года в международной моде так называется женский головной убор типа русской ушанки, сшитый из натурального пушистого меха. Как, впрочем, и дубленка, которая тоже вошла в мировую моду с этим названием.
Шифон — очень тонкий, легкий шелк, гладкокрашеный или набивной. Обычно шифон использовали для блузок, шарфов, нарядных платьев.
Юбка в течение веков многократно меняла свою форму, но длина ее заколебалась исключительно в двадцатом столетии и пока еще не обрела стабильности. Вторичный возврат мини — яркое тому свидетельство. Из последних новаций можно отметить две:
Подготовлено на основе: Лидия Орлова. «Азбука моды». М. Просвещение, 1988.
[На главную] [Архив] [Модный нюанс]