Не пугайтесь серьёзности названия!
Автор не собирается использовать научные термины и мучить вас пространными рассуждениями сугубо литературного толка.
Художественные книги пишутся о жизни, они пишутся для людей — для нас с вами.
Чтобы стать произведением искусства, роман должен нести в себе духовную энергию того, кто его создал.
Истинное творчество ни с чем не спутаешь, ибо оно берёт вас и несёт на своих крыльях ввысь, — оно делает вас не зрителем, а участником. Оно поднимает вас до небес. Вы плачете и смеётесь, вы грустите или сердитесь, вы переживаете судьбы героев, как свои собственные. Творчество захватывает вас, и этим хорошая книга отличается от остальных. Неважно, какой у неё сюжет, жанр, стиль или объём. Главное — повествование увлекло вас, переселило на неделю или на месяц в другой мир, в другую реальность. Вы — там! Вы живёте в иной вселенной, вы мыслите её категориями, вы путешествуете по её холмам и долинам, общаетесь с её обитателями... вы на время становитесь её частичкой.
Итак, женский роман начала двадцать первого века — прежде всего захватывающее, увлекательное чтение.
Зачем человек берёт в руки книгу? По многим причинам. Во-первых, развлечься, получить удовольствие. Во-вторых — пообщаться с автором, познакомиться с его точкой зрения на различные явления и проблемы, сравнить его мнение со своим, найти похожие моменты или вступить в спор. В-третьих —чему-то научиться, узнать что-то новое. Вариантов столько же, сколько и читателей.
Современная женщина хочет видеть в романе себя, свои сильные и слабые стороны, свои надежды и разочарования, свои мечты. Она хочет видеть и мужчин — их характеры, мотивации их поступков, их расчёты или романтические порывы, их ожидания. На страницах книги должны присутствовать отношения между мужчиной и женщиной, их зарождение, развитие и угасание, разрыв. Любовная драма, жгучая страсть, муки ревности, тонкая любовная лирика, прихоти и капризы любви, её извечная тайна по-прежнему актуальны! Как и тысячи лет назад, женщина хочет быть возлюбленной, единственной, она хочет сильных и красивых чувств, поклонения, самоотверженной преданности. Она ищет этого в жизни, в искусстве, и, конечно же, в книгах. Потому что литература — зеркало бытия, которое отражает не только внешнее, но и внутреннее...
Все мы читатели, и даже те, кто пишет, — тоже.
Женщины пишут романы, которые им хотелось бы читать. По-настоящему удачная книга всегда «задевает», заставляет думать, соглашаться или протестовать, — но не оставляет равнодушным. Она всегда открывает новую грань, новый ракурс, новый аспект привычного, и приглашает читателя к сотворчеству.
Женский роман начала двадцать первого века — это книга, которая пробуждает мысли и чувства, даёт им толчок, импульс к изменениям.
Пусть в романе будет детективная интрига, мощная любовная нота, нежная интимность, философская широта взглядов и суждений, пусть на его страницах разворачиваются волнующие приключения, пусть в нём найдётся место психологическим изыскам и лёгкой мистике, равно как и житейским перипетиям, — в таком смешении нет ничего зазорного и тем более оскорбительного для самого требовательного интеллекта. Ведь таков образ противоречивого, заманчивого и пёстрого мира, в котором мы живём. Не стоит представлять его слишком мрачным, слишком сложным, слишком рациональным или слишком опасным, — ведь каким мы его считаем, таким он для нас и становится.
Женский роман нашего времени содержит мироощущение автора, иногда сходное, иногда отличное от мироощущения героев, — это срез разных индивидуальностей, которые играют каждый свою роль на подмостках действительности. И важны здесь не декорации и даже не поступки, а чувства и переживания.
Часто мы можем слышать, как подтрунивают над «женской» логикой и «женским» умом. А зря! Логика — прерогатива мужчин, она суха и действует только в определённых рамках, а жизнь непредсказуема и течёт по извилистому руслу, — порой она, как подземная река, прокладывает себе путь невидимый, который постигается чувствами, и перед которым бессилен самый изощрённый ум. Прокрустово ложе логики и ума — только часть мужской игры, где женщины охотно участвуют и всегда нарушают «незыблемые» правила. Стихия неуправляема! Она просто существует, и от этого никуда не деться.
Думаю, Аристотель порядком бы разозлился, читая эти строки. Но не сомневаюсь, что женщины разбили бы его доводы в пух и прах, изрядно посрамили бы великого философа и повеселились от души.
Итак, в женских романах нашего времени присутствует иная логика, — вернее, её заменяет интуитивное, подсознательное, способное провидеть, а не просчитывать. Магия против арифметики, мистика против обыденности! Феномен парадокса против унылого здравого смысла!
В женских романах присутствует иной ум, — озарение «великой жрицы», дельфийской пифии, римской сивиллы, средневековой колдуньи, черноокой цыганки, — знание без думанья и рассуждений. Волос долог, а ум короток? И чудесно! «Короток» — значит, быстр, молниеносен, подобен вспышке, «лучу света в тёмном царстве». Да простят меня поклонники дедуктивного метода.
В мире ощущается дефицит женственности, энергии проявленного: любви, красоты, милосердия, гармонии духовного и земного, — поэтому даже мужчины-писатели заговорили о всепроникающем женском начале. Женский роман являет нам сокровенные уголки души Венеры, Афродиты, Исиды начала третьего тысячелетия, новой представительницы новой эпохи. Пусть вас не пугают громкие имена — это имена-символы, за которыми стоят сотни веков эволюции сознания, глубинной мудрости и вечного стремления человечества к прекрасному.
Женщина, и во времена египетских пирамид, и сегодня, — остаётся женщиной. Независимо от возраста и рода занятий, независимо от политических и религиозных убеждений, от семейного положения и материального достатка. Порой она тщательно прячет своё женское естество, но оно, как зелёный стебелёк сквозь асфальт, пробивается наружу — во взгляде, в мимолетном вздохе, в мечтах и, конечно же, в творчестве.
Женский роман, как и загадочная женская душа, оставляет что-то недосказанным... давая читателю возможность дорисовывать в воображении то или иное развитие событий, тот или иной образ, ту или иную реальность. Жизнь — это движение, в ней нет места «точкам над и, окончательным выводам или незыблемым правилам. Истинное творчество побуждает творить всех, кто с ним соприкасается. И когда вы переворачиваете последнюю страницу книги, всё только начинается. Вы, дорогие читатели, являетесь автором самого великого романа — вы пишете свою судьбу, строка за строкой, главу за главой.
Нельзя нравиться всем, однако можно нравиться многим. Женский роман на рубеже ХХI века будет радовать читателей и в новом тысячелетии. Пожелаем писательницам успеха, а нам — удовольствия от приятного чтения.