Субъективная картина мира ребёнка формируется с помощью восприятия или перцепции, представляющего собой отражение окружающих человека явлений при их взаимодействиями с органами чувств. Процесс восприятия многогранен, в нём задействованы все механизмы органов чувств человека, сенсорные, речевые и двигательные механизмы. Развитие детей раннего возраста в обязательном порядке включает опредёленные упражнения, рассчитанные на развитие восприятия.
Основу восприятия составляет активное движение, анализ и осмысление принятой из окружающего мира информации. В процессе восприятия у ребёнка формируются определённые устойчивые образы, результатом которых становится уровень развития памяти, внимания, воображения, эмоций. Ребёнок в значительной мере воспринимает окружающий мир под углом собственных интересов, на его восприятие оказывают влияние личностные факторы. Но при этом и роль взрослого достаточно велика. Взрослый человек знакомит ребенка с различными предметами и явлениями, общается с малышом. В группах раннего развития, познакомиться с которыми можно на http://kidlab.ru, детям предлагаются разнообразные упражнения в игровой форме, помогающие максимально развить восприятие.
Весь дошкольный период восприятие окружающего мира проходит в основном на эмоциях. Эмоциональность восприятия услышанного и увиденного находится в обратной зависимости от возраста, чем младше ребёнок, тем более чувственно он реагирует. Для маленьких детей лучше всего передавать информацию максимально красочно и образно. Подготовка детей к школе уже включает логические обоснования, на которых строится весь мир взрослого человека.
Дети дошкольного возраста воспринимают абстрактные формы, такие как геометрические фигуры, ассоциируя их с определёнными предметами. Осмысление незнакомых предметов производится на основании известных деталей, выхваченных из изображения неизвестного объекта. Возвращаясь к геометрическим фигурам, можно провести такие ассоциации, наиболее часто используемые детьми, — треугольник представляется «домиком», круг «колёсиком» и так далее. Вместе с названиями геометрических фигур меняется уровень восприятия, ребёнок получает общее представление о форме и начинает уверенно её различать. Ближе к школьному возрасту добавляется понимание возможности изменения формы, цвета, величины.