Сижу и смотрю в лицо теоретика вселенского пессимиста великой философии... Лицо Артура Шопенгауэра проницательным взглядом речёт о женщинах...
Ведь выбрать на перекрестке правильный путь из правильных — удел идущих.
Алёна Гриценко
«Женщины... всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребёнком и мужчиной, который и есть, собственно, человек.
Мужчина приобретает зрелость рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина — с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный. Поэтому женщины всю свою жизнь остаются детьми, видят всегда только ближайшее, прилепляются к настоящему, принимают видимость вещей за сущность дела и предпочитают мелочи важнейшим занятиям».
Я задумываюсь о своём предназначении и о рассудке... неужто у нас у всех он настолько скудно отмерен? Не хочется быть необъективной, но, насколько я знаю, современные психологи просто не нашли никаких отклонений в психических процессах женщин. Может, я просто хочу себя утешить?
Буду объективна. По данным Д. Кимура, у женщин и мужчин имеются различия в мозговой локализации моторных функций. Организация сложных движений рта и рук у женщин представлены в передних областях левого полушария (т. е. топографически близко к моторной коре), а у мужчин — в задних отделах (т. е. в близости со зрительной системой).
По общему интеллекту чаще всего наблюдается отсутствие половых различий (Т. В. Бендас. Гендерная психология, Питер, 2005, стр. 197). Так что позволю себе не согласиться с великим философом...
Далее сэр Артур гласит: «Так как женщины существуют единственно только для распространения человеческого рода и этим исчерпывается их назначение, то они постоянно и живут более в роде, чем в индивидуумах, и дела рода принимают серьёзнее к сердцу, чем индивидуальные».
Интересно, а для чего существуют мужчины? Если любовь по Шопенгауэру — всего лишь стремление продлить род, то каково может быть предназначение мужчины? Сэр Артур, Вы противоречите себе...
Я отнюдь не отрицаю, что миссия материнства может быть основной для каждой женщины. Но уточню — может быть. Поскольку каждая решает это для себя, и никто не вправе судить кого-либо за это. Да, у нас демократия, и сейчас многое в обществе сменилось, но всё равно это не меняет сути дела. Все мы прежде всего люди. И давайте напомним себе афоризм Н. Хамитова:
Пол — это поток времени, пропущенный через дух или душу.
Женщина без мужчины — настоящее без будущего, а значит, сон; мужчина без женщины — будущее без настоящего, а значит, иллюзия. Соединив иллюзию и сон, они достигают реальности. Реальность открывает им не только прошлое, но и Вечность.
Сэр Шопенгауэр спешит не согласиться и твердит: «Низкорослый, узкоплечий, широкобёдрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины: вся его красота и кроется в этом побуждении. С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом. И действительно, женщины не имеют ни восприимчивости, ни истинной склонности ни к музыке, ни к поэзии, ни к образовательным искусствам; и если они предаются им и носятся с ними, то это не более как простое обезьянство для целей кокетства и желания нравиться».
Я задумываюсь... почему же великие художники так восхищались женской красотой и посвящали женщинам картины? Почему столько скульптур — лишь воссоздание и увековечивание красоты женского тела? Вспомним Боттичелли, Сальвадора Дали, Рафаэля, да Винчи?..
Боязнь обидеть великого философа меня загоняет в тупик... Я молчу. Я уважаю его труды и его мысли. Я представляю, откуда у сэра Артура такое отношение. Наверное, прав был Эрих Фромм, когда сказал: «Мужская настороженность перед женщиной и страх быть ею высмеянным порождают у мужчины чувство ненависти». Но на данный момент я не хочу наткнуться на негативизм и непонимание. Потому промолчу. И дам возможность каждому сделать свои выводы, как это сделали великие люди...
Женщины владеют не меньшими способностями совершать ошибки.
Лоренс Питер
Мужчина и женщина — вот социальный индивид.
А. де Сен-Симон
Опубликовано на сайте Afield.org.ua 27 февраля 2007 г.
Все произведения Алёны Гриценко, опубликованные на этом сайте: