Музыка и танец неразделимы. Сложно представить танец без музыкального сопровождения; когда мы слышим музыку, нам хочется танцевать. Музыка дает импульс танцу, во многом определяет танец. Не умеешь слушать ее — сумеешь ли станцевать? Насколько важен музыкальный слух для успешного танцевального обучения?
Сергей Салтыков, руководитель танцевального клуба «Стиль», преподает джаз-модерн, в котором важна импровизация и соответственно чуткое восприятие и интерпретация музыки: «Танец — это музыка, выраженная через пластику». Сергей говорит о необходимости в первую очередь различать понятия «мелодия» и «ритм»: «Ритм — это барабаны и басы, а мелодия — все остальное. Есть такой термин, как музыкальная пирамида, в основании которой лежит ритм, мелодия составляет второй ярус, а на вершине находится вокал. Неспособность слышать ритм может препятствовать обучению».
Сергей Салтыков
Развить чувство ритма можно самостоятельно. По мнению Сергея Салтыкова, для этого «необходимо слушать разную музыку, учиться ее прохлопывать, например, на сильную или слабую долю, но делать это желательно под руководством педагога»: «Вначале мы учимся выделять акценты. Рекомендую еще слушать африканскую музыку, ходить в хорошие джаз-клубы, вслушиваться и выделять из общего звучания только какой-то один инструмент. В перспективе можно пытаться предугадывать музыку и танцевать импровизацию, когда ты делаешь трюк за такт до того, как звучит акцент, и попадаешь в него».
Многие педагоги не уделяют должного внимания развитию музыкальности, а оно порой важнее, чем отработка техники исполнения. Не случайно музыкальность и артистизм являются главным критерием судейской оценки в бальных танцах. По мнению Сергея Салтыкова, даже самую сложную комбинацию можно выучить, но исполнить тот или иной элемент под музыку гораздо труднее. Брейкдансер Дракон (Александр Кусков) также говорит о том, что техничность второстепенна: «Музыку надо петь своим телом, а не просто попадать в нее. Я недавно выиграл баттл в Минске (фестиваль «Active action»), где против меня бился парень, который делал только фишки, но не танцевал. Его слили, весьма заслуженно».
Таким образом, уровень профессионализма танцора зависит от способности воспринимать музыку. По словам Сергея Салтыкова, «чем больше танцор может передать различных музыкальных нюансов, тем выше у него класс»: «Высокопрофессиональные танцоры могут показать все синкопы (смещения акцента), а это крайне сложно». «Можно знать кучу движений и не уметь их применять в конкретной ситуации», — вторит ему Елена Билык, руководитель школы танцев «JAMschool».
Елена Билык
Все преподаватели едины во мнении, что развить музыкальный слух можно — правда, в пределах, определенных природой. Как утверждает Сергей Салтыков, до Б класса (это второй взрослый разряд) бальных танцев может дойти каждый, тогда как в А класс попадают немногие.
Тем, кто стремится достичь высот в мире танца, нельзя забывать о постоянных упорных тренировках, во время которых, собственно, и развиваются чувство ритма и музыкальный слух. «Не поддающихся обучению и безнадежных нет», — считает Елена Билык. Евгения Назарова и Денис Деготьков, которые занимаются в «S-клубе», убеждены, что все дело в практике: «Чем больше тренируешься, тем лучше выступаешь. Среди танцоров очень много людей без музыкального образования, но это абсолютно не мешает им успешно танцевать. На самом деле танцы — такой вид искусства, которым может овладеть каждый». «Главное — больше заниматься», — соглашается с ними танцовщица go-go Юлия Забродина.
Танцор Андрей Буланов тоже считает, что при большом желании и при условии кропотливого труда можно преодолеть все трудности, которые чаще всего возникают, по его личному наблюдению, у мужчин: «Надо отметить такую особенность: девушки легче справляются с ритмом, чем их партнеры».
Кроме того, отработка технической базы устраняет недопонимание между учеником и преподавателем. «Когда я только начинала заниматься латиной, мне хотелось танцевать иначе под музыку, которую включали, так как те элементы, что мы разучивали, казались какими-то неестественными, не соответствующими музыкальному сопровождению. А когда уже технически овладеваешь танцем, начинаешь понимать, что на самом деле эти движения самые подходящие», — рассказала Евгения Назарова.
Юлия Забродина
Какие рекомендации помогут побороть боязнь не услышать ритм, не успеть за ним?
Во-первых, надо слушать больше разной музыки. Это развивает внимательность к богатству и разнообразию музыкальной палитры. Например, Дракон уверяет, что «большинство танцоров меломаны».
Учиться отстукивать ритм.
Найти своего преподавателя. Как сказал Сергей Салтыков, известное имя и высокая стоимость за урок еще ни о чем не говорят, и хорош тот педагог, который поверит в тебя, вселит в тебя уверенность. Обратиться за компетентными советами к профессионалам все-таки стоит, так как самостоятельно обучаться танцу сложно. Тут не помогут, по мнению Евгении Назаровой, кассеты или книги: «Со стороны себя не видишь, не видишь своих ошибок. В любом случае невозможно без тренера».
Импровизировать, при этом не бояться экспериментировать и подходить к музыкальному фону нестандартно: «Вот есть какой-то ритмический рисунок, можно просто замереть, и это будет смотреться очень эффектно», — советует Елена Билык. Преподаватель клуба «Стиль» Ирина Авдеева призывает «пробовать, пробовать и еще раз пробовать!»
Больше общаться с другими танцорами, перенимать опыт. Юля Забродина рекомендует наблюдать за теми, кто уже что-то умеет, «подсматривать, пытаться повторить».