Сергей Макин
Молодежь любит двигаться. Попытки лишать ее этого сродни средневековому изуверству компрачикосов, уродовавших детей.
На протяжении всей своей истории человечество обожествляло бой. Боги сражались с титанами, Иаков боролся с ангелом, Зигфрид и святой Георгий повергали дракона... Тех, кто не воевал, окружали презрением. «Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает» — провозглашал Горький. Преклонение перед «битвой жизни» глубоко въелось в нас. Помните, и у Александра Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится»?
Мужество у нас до сих пор ассоциируется с борьбой — скажем, метанием копья или стрельбой из пулемета (в будущем, возможно, из атомного ружья), но никак не с акробатикой или балетом. Таким образом, сила видится в способности наносить удары или отбивать их.
Однако сила бывает разная. Что ни говори, та же акробатика требует лучшей координации, более высокой культуры движения, С другой стороны, те, кто отлично двигался — профессиональные танцоры, акробаты, гимнасты, — до последнего времени вели жизнь изгоев. Иногда ими восхищались, чаще же смотрели свысока.
Один из отцов ушу, Хуа То, считал, что имитация движений тигра увеличивает силу, обезьяны — подвижность суставов. В ушу есть и повадки оленя, аиста. На мой взгляд, имитация движений животных говорит о том, что человек еще не осознал своих собственных. То же в йоге — поза змеи, поза рыбы, поза крокодила... Невольно задаешься вопросом: а каковы же позы человека? Ведь нельзя считать его движения совокупностью поз самых разнообразных существ. Это было оправдано в первобытные времена, когда человек, подражая движениям окружавших животных, еще верил в оборотничество, а религией его был тотемизм. Теперь можно оглянуться на ту тропу, по которой, эволюционируя, прошли наши предки. И, если внимательно всмотреться в магистральную линию развития жизни на Земле, напрашивается парадоксальный вывод: эта линия уводила от боя.
Может быть, уход от «битвы жизни» — закон эволюции? Но вот беда: многие саму жизнь склонны понимать как драку. А ведь это опасно! Между прочим, некоторые западные философы даже считают человечество тупиковой ветвью эволюции, современными динозаврами. Или, может быть, новая, не столь агрессивная цивилизация зреет внутри нас?
Девиз борьбы айкидо: «мягкость против жесткости, слабость против силы». Прекрасно и благородно! По моему разумению, айкидо — борьба, которая осознала бессмысленность самого боя. Но ирония в том, что в истории Земли мягкость зачастую и не встречалась с жесткостью, не боролась с ней вообще. И вовсе не от трусости. Не нападали и не защищались, потому что жили в другом мире. Мягкости было чем заниматься в жизни, кроме бесконечного противостояния агрессивности. В театрах и цирках развивали и отшлифовывали наиболее совершенные движения, причем невоинственные. Там тоже боролись, но с тяготением.
Люди отличаются от животных еще и тем, что создают себе среду обитания сами. Какова она, зависит от них самих — от их разума и чувства. Сегодня в силу вступает сознание. Будет ли линия ухода от боя иметь продолжение в будущем? Человечество выходит в космический океан. Включится ли оно в звездные войны, начнет ли их само, прельстившись головокружительной возможностью стать повелителем Вселенной, королем всего мира? Не готовы ли уже внутренне люди опрометчиво занять место одной из противоборствующих сторон, ввязываясь в борьбу, которая сулит обманчивую победу? Могут сказать: «Ну, до этого еще далеко!» Однако важен сам настрой. Современные тенденции в научной фантастике настораживают. Идеи кинофильмов «Звездные войны», «Враг мой», романов типа «Звездные короли» проникают во многие умы. Говорят, что воинственные творения воспитывают мужество. Умное ли оно? И от хорошей ли жизни в нашем супермужественном обществе даже девушки занялись каратэ и дзюдо? Молодые носят на сумках и шапочках изображения леопардов и пум. Даже на женском белье красуется рисунок акулы.
Сегодня, когда наблюдается интерес к национальному, самобытному, взоры обратились на Восток. И
Тот же Александр Блок говорил в беседе: «В танцах не только прелесть, но и мудрость. Танцы важнее философии. Следовало бы каждый день танцевать... Я не танцую, к сожалению. Мною всегда владел дух тяжести. А для танцев надо быть легким. Надо, чтобы душа была легкая. И чувства. И мысли...»
Для человека,
Читайте также:
В. Данейка. Советы меланхолику