Вы недостаточно ясно пока понимаете ценность своего душевного склада 


[На главную] [Сила слабых] [Глоссарий]
[Предыдущая]

return_links(2); ?>

Бурно М.Е.

Вы недостаточно ясно пока понимаете ценность своего душевного склада

Вспоминаю, как рассказывали о себе. Напишу сейчас, как понял Вас, и, если что не так, поправьте меня.

С детства тянулись к конструированию машин, но особенно увлекались моделями самолетов, поскольку за окном дома все время садились и взлетали самолеты. Чувствуя, так сказать, интуитивно изначальность духа по отношению к материи, с давних пор убеждены, что любое техническое сооружение есть одновременно произведение искусства, поскольку несет в себе духовно-человеческое, соединяющее металл в определенном гармоническом порядке. В любой машине нет «однозначных узлов», человек именно интуицией своей выбирает то или иное решение. А в состоянии интуиции и происходит общение с Высшим Разумом, в нем уже живет идея, которую ловишь.

Для Вас, студента-авиаконструктора, ничуть не удивительно, что прославленный Сикорский, конструируя самолеты духом-интуицией, шагая из неизвестного, пришел, ощущая в себе эту силу творящего духа — в религию, к Богу. Конструкции, движение духа, одетое в металл, для Вас — смысл жизни, и потому, тревожно-мнительный, напряженный страхом болезней, смерти и одиночества, не боитесь летать высоко в небе, хоть и знаете, что в самолете есть чему ломаться.

Главная Ваша трудность — общение с людьми, «боль быть непонятым людьми». Все технические вопросы, дескать, решу сам (не сегодня-завтра), а тут бессилен и пребываю в тягостном переживании своей неполноценности среди людей. Люди не понимают моего отношения к жизни, я другой, нежели они, они как-то все вместе, понимают друг друга, а я один. Меня может глубоко задеть то, что они, мои сверстники, считают мелочью, и наоборот. Для моих товарищей-студентов сам несданный зачет есть катастрофа, для меня же катастрофа — то, что преподаватель мною недоволен (независимо от того, сдал я или не сдал зачет). Не могу душевно, духовно пробиться к людям, даже к родителям. Девушка, в которую влюблен, вышла замуж. Замкнуто-отчужденно, съежившись, сижу и в студенческой группе, и дома.

Думаю, прежде всего дело тут в том, что Вы недостаточно ясно пока понимаете ценность своего душевного склада и свое место среди людей.

У нас в России, например, в сравнении с северо-западными народами, очень много людей материалистически-реалистических, естественных, с природным ощущением первичности материи по отношению к духу. Они как бы растворяются в окружающей реальности, в людях вокруг себя, обращены душой своей кнаружи (Карл Юнг назвал их экстравертами), то есть для них важнее всего объект — то, что существует вне их. Потому они видят мир таким, какой он есть, в его естественной реальности.

Вы же, по Юнгу, интраверт (обращенный вовнутрь себя), для Вас дороже всего внутреннее, субъективное переживание, а оно развивается-движется по своим собственным внутренним, символическим дорогам-тропинкам — в противовес естественному, реалистическому переживанию-мышлению. Естественный, реальный мир, например такой, каким изображают его Тропинин, Саврасов, Левитан, Ренуар, Репин, Кустодиев, для Вас — не настоящий, не реальный, Вы чувствуете за всем этим истинную реальность — Вечный, Абсолютный Разум, Дух, Бога. И Дух, Абсолютный Разум, в котором уже есть, например, все конструкторские идеи, пробивается к Вам и людям, подобным Вам по душевному складу, в виде философических символов, иероглифов, несущих в себе потаенный смысл, как на картинах Рублева, Сезанна, Модильяни, Кандинского, Рериха. Во всем этом для Вас, как и для них, и есть истинная реальность.

Вспомните, как объяснили, почему Вам хорошо с сангвиническими картинами Тропинина, Саврасова, фламандских мастеров. Потому что с ими Вы отдыхаете от своего философически-символического мышления-чувствования, созвучного с тем, что ясно видится у Рублева, Рериха и других символически-философических художников и «тут же заводит голову работать».

Загляните в «Самопознание» Бердяева — и найдете там немало родственного своему мироощущению. Это аутистическое мироощущение (то есть, с латыни — самособойное, происходящее из себя самого, а не из естественного видения реальности) — в противовес естественному, реалистическому мироощущению. Поскольку реалистов-материалистов оказалось так много вокруг Вас, Вы, аутист-идеалист, чувствуете свою одинокость, непонимание, неспособность «вписаться» в них, душевно, духовно с ними соединиться.

У меня есть два совета.

Во-первых, важно сознавать свою высокую аутистически-идеалистическую духовную ценность, без которой невозможны ни живущие символами теоретическая физика, математика, ни конструирование, ни аутистическое искусство, ни тонкие формы религиозного мироощущения, ни еще многое. Тут нельзя сказать, что более важно для жизни, для человечества — реалистически-материалистическое мироощущение или аутистически-идеалистическое. Все это необходимо для разных человеческих дел. Как нельзя Человечеству без аутистического математика, так нельзя без душевно-материалистического детского врача.

Конечно, все тут очень сложно, если будем уходить в детали. Например, хирурги часто материалистичны-сангвиничны, но встречаются среди них глубоко религиозные прекрасные специалисты, делающие в практической хирургии серьезные открытия. Для них оперируемое человеческое тело, которое знают досконально, есть не высокоорганизованная природа, излучающая дух, а временное материальное пристанище, дом, сложная коробка для Духа, которую они хирургически умело чинят-поправляют.

Таким образом, не забывайте, что трудными для общения с реалистами аутистическими особенностями своего склада Вы одновременно высоко полезны людям вообще и тем же реалистам в частности, хотя, может быть, многие из них этого не подозревают. К сожалению, люди зачастую так мало образованны в знании характеров, что считают, сплошь и рядом, правильным и полезным лишь свое видение мира, только свое отношение к действительности, стараются напялить себя, свой характерный образ мысли на всех вокруг, хотя, может быть, и чувствуют иногда, что здесь что-то не так. То аутистическое, что делает Вас, видимо, очень способным в своем конструкторском деле (имею в виду Ваши уже открытия-статьи), одновременно и затрудняет общение, взаимопонимание с людьми другого склада. Если осознаете-прочувствуете это, уже не будет такой напряженности в душе от непонятности происходящего. Трудность живого, естественного, глубокого (не внешнего) общения с людьми, склонность раниться обыденной жизнью, незащищенность перед тягостными прикосновениями житейски-полнокровной реальности — удел практически всех глубинно-интравертированных людей.

Во-вторых, убежден, что это только внешне все люди представляются Вам естественными, сангвиниками. Если, теперь уже со знанием элементов учения о характерах, попробуете глубже разобраться в тех людях, с которыми чаще всего приходится общаться, наверняка найдете среди них подобных себе аутистических людей, с которыми возможно подробное, духовное созвучие. Это и будет Ваш узкий круг. А с реалистами-сангвиниками, понимая их, оценивая по справедливости их высокую подчас практически-реалистическую (в том числе, научно-практическую) пользу, их нередкую естественную сердечность, отзывчивость, деловую доброту, будете общаться, как, например, с картинами Тропинина и Саврасова. То есть научитесь ощущать в общении с ними твердую, жизненную почву под ногами, прелесть естественной, живой, трезвой реалистичности, успокаивающе отвлекающей от аутистической напряженности. Так сонет Шекспира, сказка Пушкина, кусок прекрасного мягкого пирога отвлекают от космически-символических математических формул.

Но советами тут, конечно, много не поможешь. Для того, чтобы человеку со все-таки (никуда не денешься) болезненными трудностями характера по-настоящему прочувствовать себя среди людей как полноценную общественно-полезную творческую личность, зримо увидеть собственную свою дорогу и уверенно шагать по ней без серьезных трудностей общения с людьми, то есть делать свое творческое жизненное дело, чувствуя себя совершенно здоровым, — для этого надобно года на два-три войти в нашу амбулаторную терапию творческим самовыражением. Изучать под руководством психотерапевта характеры людей, с которыми приходится общаться в жизни, изучать (тоже с помощью специальных книг) также и себя самого. Непременно заниматься, хотя бы два вечера в месяц, в группе творческого самовыражения среди людей, подобных себе, и других, не похожих на Вас, — дабы видеть по себе и товарищам, как во всевозможном творчестве глубже, отчетливее, обогащенное раскрывается духовная индивидуальность, особенная, своя полезность каждого для людей. Постепенно с ясностью увидите тогда духовные ценности в людях, на Вас не похожих, сможете понять их, почувствовать к ним симпатию, тепло, быть может, полюбите кого-то из них, — и, во всяком случае, легче от всего этого будет Вам с ними вместе.

[Предыдущая]






Jun 02 2005
Имя: Татьяна   Город, страна: Россия
Отзыв:
Очень давно купила эту книгу (уже увели), рада что нашла в инете удивительно быстро и приятно все психологические познания( я практикующий психолог) улеглись в одно русло

[На главную] [Сила слабых] [Глоссарий]


return_links(); ?>