В новой части замка, где ранее жили герцоги и их семья, находится музей, а в центральной башне обустроена смотровая площадка.
|
В Бауском замковом парке было сумрачно, но вот аллейка изогнулась глубоко вниз, потом скакнула вверх и вытолкнула меня к двум объёмистым, вкопанным наклонно в землю пушкам. В коротких стволах чёрным прудом стояла вода и плавал пожухший дубовый лист. А у самого замка совсем светло стало, и радостно, и интересно. Тропинка по глине ведёт, по щебню; плакат призывает по развалинам не лазить, но я ведь не по развалинам. Я вхожу в замок, и звенят трубы, приветствуя гостью. Здравствуй! Мы не виделись двадцать лет!..
Бауский замок состоит из двух частей: старой и новой. Старая часть сохранилась, в основном, в развалинах и представляет собой остатки военной крепости Ливонского ордена XV века. Новая часть была резиденцией Курляндских герцогов Кетлеров. Замок не раз захватывали и грабили, пока в 1706 году по приказу Петра Первого не были полностью разрушены охранные сооружения замка. После этого в замке никто не жил, а местные жители растаскивали оставшееся по кирпичику.
|
Тогда была весна. А внизу замковой башни была дыра — нечто вроде окна, заделанного железным крестом прутьев, единственное отверстие, через которое можно было проникнуть внутрь. Естественно, что мальчишки обязательно должны были проникнуть. Для меня это было обязательным тоже. Мы карабкались вверх по щербатым ступенькам, по каким-то скрипучим и шатающимся доскам и в конце концов добрались до верхушки, где ржавые колья отгораживали деревянный настил от неба. Внизу цвели сады, и четыре цветущих берега — Мусы и Мемеле — сливались в два. Там, дальше, начиналась Лиелупе. «Вишня цветёт», — сказал брат. С тех пор вишнёвый сад для меня — тот вид с башни.
А сегодня — осень. Старой лестницы уже нет, ветрено в пустых стенах, и по четырёхугольнику неба вверху стремительно несутся тучи пополам с облаками. Подвывая, затворяется дверь в башню. Тропка к самой замковой стене лепится, справа — обрыв, и вдруг нет дальше пути, глубокая глиняная яма и золотой клён, перевёрнутый корнями вверх — бесконечные дожди размыли склон. Задираю голову и вздрагиваю — надо мной нависает здоровенный кусок обшарпанной штукатурки. Русты! Вот они!
СКОЛЬКО ФУТОВ В МЕТРЕ?
Тот день тоже был порядком сумрачным. И обстановка соответствовала: каменные плиты пола, огромный камин, сквозь узенькое окошко едва свет брезжит. Старая Рига, один из «Трёх братьев» — памятников средневековой архитектуры, где разместилась Проектная контора реставрации памятников культуры Министерства культуры Латвийской ССР. Мой собеседник, автор проекта реставрации Бауского замка архитектор А. Зандберг, на громадном деревянном столе раскладывает фотографии.
Общий вид Бауского замка, рисунок 1706 года. Вдали — город, высокие шпили церквей с петухами поднимаются над плоской песчаной равниной. У слияния Мусы с Мемеле — замок за надёжной стеной. Вьются флаги на башнях, и мчатся всадники по дороге из города в замок. Хотят предупредить. О чём?
Вид с центральной башни
|
А вот ещё рисунок — реконструкция северо-восточной башни. Какими мы привыкли представлять крепости? Грубые, неоштукатуренные стены из громадных валунов. А тут привычный «замковый стереотип» рассыпается в прах. Это же не крепостная башня, а княжеская резиденция эпохи Возрождения — так изящна, изысканна отделка. Отделка рустами — узорчатой штукатуркой, имитирующей натуральный шлифованный камень. Русты применялись в Италии, Чехословакии, Польше; для Северной Европы это редкость, для Латвии — уникум.
Кто занёс их сюда? Как вообще узнают архитекторы-реставраторы, что было и как: ведь никаких документов не сохранилось, а машина времени вроде бы ещё не изобретена?
Ещё один вид с башни
|
Ну, прежде всего, реставратор должен великолепно разбираться в истории. Знать, например, что в XVI веке Прага стала столицей Габсбургов. Сюда в то время стали стекаться лучшие немецкие мастера, среди них и строители. А когда вдруг столицу перенесли в Вену, мастера разбрелись на все стороны света. По времени это как раз совпадает со строительством замка в Бауске. Откуда пришёл мастер? Возможно, из Праги. Значит, нужно искать тот же строительный «почерк» среди чешских замков.
Кроме того, реставраторы должны хорошо знать меры длины. Вот вы знаете, сколько сантиметров в футе? На память едва ли ответите: в справочник надо заглянуть. А реставратор спросит: «О каком футе речь?» Потому что футы были разные. В каждом веке свои и в каждой стране, и даже в каждом городе.
C Баycким замкoм cвязанo немалo легенд. Так, напримеp, cчитаетcя, чтo по замкy xoдит пpизpак yбитoгo в cеpедине XV века pyкoвoдителя cтрoительныx pабот ещё cтаpого, ливонского замка. А в пoдземелье кpепocти до cих пoр cпpятаны coкpовища меcтныx двopян и зoлoтая каpета геpцoгoв Кyрляндcкиx.
|
Следовательно, раз величина фута так стремительно менялась, по нему можно установить относительную хронологию. Метрологическим анализом называется этот метод. Доказано, что строители в древности, приступая к работе, закладывали в проект определённую единицу размера. Остаётся только найти, какую.
Исследования показали, что при строительстве Бауского замка применяли 288-миллиметровый фут, значит, строился он в XV веке.
Идёт репетиция участников фестиваля средневековой музыки, проходящей у Бауского замка в конце третьей недели июля.
|
Реставрация теснейшим образом связана с археологией. Часто археологические раскопки — это единственная возможность установить, каким памятник был прежде.
Баускому замку с археологическим изучением не слишком повезло. Некоторое время раскопки вели сотрудники местного краеведческого музея, но особых результатов это не дало — отсутствие специальной подготовки сказалось. Три года назад работы здесь начал сектор археологии Института истории АН Латвийской ССР. Удалось вскрыть три старых фундамента, кирпичные стены, два пилястра. И возникло интереснейшее предположение: похоже, что когда-то тут была аркада. Изящные арки на высоких столбах украшали замковый двор. Если это предположение удастся подтвердить, то Бауский замок в архитектурную жемчужину превратится: такая арочная галерея редчайшая редкость не только в Латвии, но и во всей Северной Европе.
ЛЮБОПЫТНАЯ СТРОЙПЛОЩАДКА
Прежде замковый двор был куда пустыннее. Стояла одинокая башня, торчали обломки стен, под ногами — изобилие битого камня. А теперь стены поднялись до неба, в них окна появились, целый этаж вырос. Похоже, в XV веке со стройматериалами было не густо, вот и клали стены из всего, что под руку попадается: тут и доломит-плитняк, кирпичные осколки и целые кирпичики, валуны-громадины попадаются и камушки-окатыши чуть крупнее гальки. А вот из гущи кладки высоко над головой какая-то жердь выглядывает, черным-черна от времени, интересно — сколько лет здесь торчит? Огибаю башню и вижу: костёр полыхает, прямые штабеля кирпича аккуратно расставлены, а маленькая человеческая фигура высоко на стене манипулирует с подобием подъёмного крана...
Cредневековая одежда герцогов и герцогинь
|
Работает в Бауском замке бригада научно-реставрационного управления Министерства культуры. В бригаде пятеро: Прикулис, Муранс, Клониньш, Грунтыньш, Фрейманис. Рабочие — мастера. Двадцатилетний стаж здесь не редкость. Позади — объекты в Яунпилсе, Рундале, Старой Риге. Теперь очередь Бауски. Идёт реставрация северного корпуса замка, где разместится краеведческий музей. Работают в любую погоду и летом, и зимой — здесь, на семи ветрах, под самой будущей крышей будущего замкового корпуса. Тепло укутавшись, минут пятнадцать здесь постоять любопытно, сплошная романтика: внизу обрыв, река на перекатах бормочет, весь город у ног. Переведёшь взгляд — башня оказывается наверху, вся в смоляных подтёках. Интересно, с тех самых пор, когда лили смолу на головы осаждавших? Как это было?
Но через четверть часа исторических изысков тянет вниз, к костру. Крутая деревянная лестница без перил, строительные леса лепятся над обрывом, над самой рекой — здесь предстоит реставрировать карнизы. На ветру — весь день и весь год. А потом ещё год, и ещё один. И получится замок. К 1980 году планируется первую очередь реставрации закончить.
Здесь можно проводить концерты
|
Сегодня мы присутствуем при историческом моменте — замок строится! Не меньше пяти строительных периодов насчитывается в истории Бауского замка. Он разрушался; на развалинах цитадели Ливонского ордена возникла роскошная резиденция курляндского герцога Фридриха. Три века подряд Земгале была плацдармом непрерывных войн, и замок захватывали то польские, то шведские войска, пока в 1706 году в ходе Северной войны он не был взорван. Историю войн мы знаем достаточно хорошо, имена завоевателей сохранились. А имена строителей?
Их нет. Нет в исторических документах имён строителей замков. Есть только легенды, в основном — мрачные. О Добельском замке рассказывают, что камни, выступающие из ровной кладки, означают: здесь при строительстве погиб человек. В выступах — вся замковая стена. А в Новгородской летописи говорится, что однажды магистр Ливонского ордена Хейненрейх Финн совершил набег на псковские земли, и ни янтарь, ни лён, ни другие товары богатых псковских купцов не интересовали его. Магистр увёл в плен угро-финские племена вотов — рабочие руки для строительства Бауского замка нужны были ему. И вот что любопытно — фамилии и названия населённых пунктов вотского происхождения есть в Бауском районе и сегодня. Значит, прижились строители замка на этой земле.
ТРЕБУЕТСЯ АРХЕОЛОГ!
Реставрация — дело не дешёвое, но хозяева замка нашли бы ещё деньги, лишь бы скорее восстановить его. Загвоздка в другом — не хватает реставраторов, профессия дефицитная, люди — нарасхват. Да, бригада из пяти человек, работающая в замке сейчас, — это исключительно мало. Но ведь и для них, пятерых, вот-вот дела не будет. И тут мы попадаем в замкнутый круг: нет работы реставраторам потому, что нет проекта, проекта нет потому, что нет археологических данных, данных нет потому, что Бауский замок для археологов — объект внеплановый и времени и сил на него не хватает. А если реставрация сейчас приостановится, Бауский замок «вылетит» из планов научно-реставрационного управления, и когда работы возобновятся, сказать невозможно. Нужны археологи. Необходимы! Где их взять?
Интересный случай имел место этим летом в замке. Воскресным днём тут появились стройотрядовцы. Не с экскурсионными целями — с сугубо деловыми. Студенты ЛГУ, работавшие в соседних хозяйствах, прибыли на помощь археологам. Во время этого своеобразного воскресника ребята занимались хотя и грубой физической, но остро необходимой работой: убирали битый кирпич, разгребали завалы камней, в общем, готовили плацдарм для археологов. Помощь оказалась существенной и, главное — подоспела вовремя. В воскреснике участвовали и студенты-историки. А что если?.. Почему будущим летом в замке не мог бы работать стройотряд с «археологическим уклоном», естественно, под руководством опытного специалиста? Польза была бы двойная: не просто «стройотрядовское лето» для историков, а, по сути дела, производственная практика, и очень интересная. Опыт специализированных студенческих отрядов в республике есть. Пока есть время подумать над этим — до нового «полевого сезона» ещё далеко. И реставрационные работы пока идут — я уезжала из Бауски, оглянулась из автобуса на замок: высоченная красно-серая стена, а на ней причудливая фигурка на фоне синего неба. Работы в Бауском замке пока идут. Они не должны остановиться. Маленький человечек вскарабкается сюда и впервые увидит, как цветут сады. Пусть увидит он, как прекрасна его земля. Родина.