Рига, парусная регата The Tall Ships Races 2013. Оказавшись среди огромного множества празднично настроенных людей на набережной у Морского вокзала, веришь, что это мероприятие, которого город ждал десять лет. Для тех, кто решил посетить Ригу этим летом, лучшими днями были, конечно же,
В начале дня я проплыла на прогулочном кораблике от Бастионной горки (или попросту Бастионки) по Даугаве и каналам в направлении порта и полюбовалась парусниками, уже выстроившимися у набережной и готовым к приёму публики. Да, многие
Вечером было открытие. Желающих погулять по «Крузенштерну» не убавилось. Люди интересовались и другими парусными судами, ставили печати в специальную карту, чтобы попасть в следующие дни на те, которые не принимали публику в первый день. Со сцены на больших экранах транслировалось выступление председателя правления Рижского свободного порта (да, он так называется). Один за другим прозвучали приветственные гудки кораблей. Играли музыкальные группы, люди танцевали. Стоящие в ряд корабли, которых было более ста, и со спущенными парусами создавали зрелище незабываемое и величественное. А с противоположной стороны набережной можно было видеть скопление судов помельче — с молодёжными экипажами. Кстати, на любом корабле не менее половины членов команды должны быть от 15 до 25 лет — чтобы навыки мореходства передавались новым поколениям.
Традиция проведения The Tall Ships Races зародилась в 1956 году, когда энтузиасты, обеспокоенные тем, что суда современных типов вытесняют парусники, провели первую регату по маршруту Англия — Португалия. С тех пор она проходит каждый год. Ранее она называлась Cutty Sark — в честь чайного клипера, описанного в повести
«Крузнештерн» |
Нынешняя регата проходила по маршруту Дания — Финляндия — Латвия — Польша. Её мероприятия посетило 1.5 миллионов зрителей, это рекорд для массовых мероприятий Риги. Правда, из-за такой многолюдности суда сократили время пребывания посетителей на палубах, чтобы подготовиться к очередному этапу гонки.
Да, парусная регата — это не только праздник для горожан, но и соревнование. На этот раз на этапе Рига — Щецин на первом месте норвежский парусник «Statsraad Lemkuhl», на втором — шведское судно «Тre Kronor af Stockholm», на третьем — польский «Fryderic Chopin». «Крузенштерн» уступил ему на несколько минут.
«Göteborg» (Швеция) |
Но чем же занимаются парусные суда между регатами? Они ведь не перевозят пассажиров и грузы, не ловят рыбу. Рижская журналистка Рената Ларичева объясняет: «Многие из них используются в учебных целях. В мореходных учебных заведениях считается, что настоящий моряк должен не только управлять современными судами, но и уметь ходить под парусами. Это очень важно для формирования его как личности и профессионала». Вот и наш знакомый «Крузенштерн» — учебное судно Балтийской государственной академии.
А по улицам Риги шагали молодые нарядные морячки. Как говорят жители города, после каждой регаты здесь резко возрастает рождаемость. И захотелось, чтобы те, кто собрался повышать её на этот раз, прослушали сначала песню Александра Городницкого:
Ах, красотки из южных портов,
Что вчера нас на пирсе встречали,
Привлечённые скрипом швартов,
Не ходите гулять на причале.
Ошибаться сердцам не веля,
Не спешите влюбляться без толка.
Не влюбляйтесь в людей с корабля —
Корабли простоят здесь недолго.
Ненадёжной любви не лови
В ожидании близкой утраты.
Для земной непригодны любви
Те, кто сходят на землю по трапу.
Не для них шелестят тополя,
Их дорога трудна и превратна...
Не влюбляйтесь в людей с корабля —
Корабли не приходят обратно.
Морякам из неведомых стран
Не вверяйте незрелые души,
Не вернёт их назад океан
И жена на покинутой суше.
Эта драма, начавшись с нуля,
Повторяется неоднократно.
Не влюбляйтесь в людей с корабля —
Корабли не приходят обратно.
Чтоб не плакать потом по ночам
И себя не готовить во вдовы,
Не ходите гулять не причал,
Где суда поднимают швартовы.
И, покуда кружится Земля
И на Солнце меняются пятна,
Не влюбляйтесь в людей с корабля —
Корабли не вернутся обратно.
А потом был зрелищный костюмированный парад команд, шикарный фейерверк 27 июля, и прощание с регатой 28-го. Не обошлось без 4-часовых пробок и обмороков в общественном транспорте, к тому же из порта корабли отправлялись на моторном ходу или за буксирами — был полный штиль, и в целях безопасности они не поднимали парусов. Но, подходя к устью Даугавы, все парусники предстали в полной своей красе одновременно.