Женщина в Сети — явление состоявшееся. Дабы унять скептиков, для которых компьютер и прекрасная половина человечества — два несовместимых понятия, обратимся к статистике. Больше половины пользователей Интернета в США и Канаде составляют женщины, в Австралии они составляют 48%, в Новой Зеландии — 46%, в Южной Корее — 45% (по данным исследований аналитической компании Nielsen NetRatings).
В Западной Европе женщины составляют около 37% от числа «жителей» Сети. Да и Россия не сильно отстала от европейских стран по этому показателю. По данным Rambler, среди посетителей русскоязычных интернет-ресурсов число женщин составило около 38%. Украинские леди также составляют около трети всех пользователей Интернета.
Цифры — вещь упрямая. Такие число пользовательниц означает порождение определенного специфического спроса на услуги, предоставляемые Всемирной Сетью. Теперь попытаемся разобраться, насколько Интернет удовлетворяет этот спрос.
Женщина пришла в Сеть с определенной целью, в ожидании найти кое-что, чего не хватает ей в реальном, «офлайновом» мире. Как ни странно, появление представительниц прекрасного пола в Интернете вызвало рост исследований этого явления. Гендерный подход к веб-серфингу стал темой не одной научной статьи. Почему исследователей не интересуют половые проблемы вождения автомобилей или гендерные проблемы веб-дизайна?
Хотя: благодаря этим исследованиям мы можем узнать, что для слабого пола гораздо важнее предоставляемая Интернетом возможность импровизации и развития личности, а вот потребность в самоутверждении отнюдь не является основным поводом в использовании Сети (так утверждают московские психологи О. Арестова и А. Войскунский). Женщина редко приходит в Интернет без конкретной цели и более прагматична в веб-серфинге.
Как в реальном, так и в виртуальном мире для представительниц прекрасной половины большое место занимает общение. Если раньше, придя с работы, накормив мужа и уложив спать детей, женщина звонила подруге, чтобы поболтать и посплетничать, то сегодня очень часто вместо телефонного звонка раздается cигнал модема, после чего все новости обсуждаются либо в «аське», либо в виртуальном месте встреч прекрасных дам. Где как ни на форуме или в чате можно собраться вечерком, спросить совета или просто поплакаться в жилетку? Количество женских ресурсов в Сети постоянно растет. Каждый из них в чем-то уникален, но все они очень похожи друг на друга. Яркие и красочные, с большим количеством рекламы — по этим отличиям можно определить, что сайт ориентирован на женщин. Но зачастую на этом, да еще и на названии ресурса, все отличия и заканчиваются. Посетив 1-2, очень легко запутаться во всех этих «подружках», «невестушках» и «женских журналах». Отличаются они некоторыми разделами и количеством внимания, которое уделяется традиционным женским проблемам — красоте, сексуальности, кулинарии, семье и детям.
Если попытаться обобщить содержание женских сайтов, то список будет приблизительно следующим: «красота и здоровье», «мода», «астрология», «популярная психология», «психология отношений», «истории о знаменитостях», «семья и дети», «здоровый секс». Да и придумывая названия, авторы особо не напрягали фантазию. Посудите сами: «Женские страсти» (www.passion.ru), «Девичник» (www.devichnik.ru), «Подруга» (www.podruga.net), «Женский клуб» (www.womenclub.ru), «Мир женщин» (www.iwoman.ru), женский клуб «Одна дома» (www.odnadoma.ru), женский молодежный журнал «Клеоv (www.kleo.ru) и, наконец, «Шпилька» (www.shpilka.ru).
Включая в свои ресурсы разделы «сонники», «гороскопы» и «гадания», авторы и создатели сайтов рассчитывают на определенную аудиторию. Но не совсем понятно, почему на женских сайтах практически не встречается серьезная психология или информация об этике делового общения. Онлайн-консультации психологов и врачей, информация о законодательстве и консультации юристов также очень редки. Зато часто встречаются разделы из серии «Как выйти замуж за иностранца».
Раздел «Семья и дети» изобилует советами, как совмещать материнство и работу. Но вы не найдете советов детского психолога либо информации о том, какой детский сад или какая школа лучше.
После посещения женских островков в глобальном море информации под названием Интернет мне стало понятно возникновение такого явления, как киберфеминизм. Правда, не совсем понятны их требования, да и несмотря на достаточное количество ресурсов, посвященных киберфеминизму, этому новому сетевому и социальному явлению, четкого определения этого термина найти не удалось.
Например, на сайте, посвященном российскому киберфеминизму (http://userpage.fu-berlin.de/~brat/baba/russkij/ru.html), сказано, что женщины, называющие себя киберфеминистками, стремятся занять достойное и равное с мужчинами место в киберпространстве. Если киберфеминистки борются в том числе и за создание интересных и уникальных женских интернет-ресурсов, то я думаю, они найдут не одну поклонницу своей идеологии.
Уникальным изданием среди себе подобных в украинском сегменте Интернета является электронный журнал для женщин Украины «Якорное поле» afeild.org.ua . По словам редактора сайта Светланы Дзюбы, название сайта — это сокращение от Anchor Field («Якорное поле»), присутствующее в фантастической повести В. П. Крапивина «Застава на якорном поле». Во многом повторяя тематику традиционного женского сайта, ресурс включает и некоторые абсолютно уникальные разделы. Публикации на темы женской культуры, мифологии, выдающихся женщин в истории, электронная библиотека с уникальным разделом «Каталог летающих женщин», в котором собраны литературные произведения всех жанров, выгодно выделяют этот электронный журнал.
Несмотря на то что женщины уже сделали Интернет привычной для себя средой работы и развлечений, по-настоящему уникальных и интересных ресурсов женского Интернета еще очень мало. Конечно, предостаточно специальных ресурсов, посвященных моде, красоте и здоровью — www.fashionlook.ru, www.krasota.ru, www.kosmetichka.ru, mybeauty.ru, www.harbor.ru, а также семье и детям — (www.7ya.ru, www.mama.ru, www.parenting.ru). Намного хуже дело обстоит с универсальными ресурсами — женскими порталами и электронными журналами. У таких ресурсов есть мощные «твердые» конкуренты — глянцевые женские журналы. Для завоевания популярности, cетевые издания для женщин должны быть не только интересными, но и полезными.
Хочется надеяться, что число интернет-проектов для женщин будет расти, тем более, что целевая аудитория таких ресурсов уже давно и с нетерпением ждет их появления.