Женские образы в буддийской мифологии - afield.org.ua


[На главную] [Душа Мира]


ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В БУДДИЙСКОЙ МИФОЛОГИИ

В массовом европейском сознании твердо укоренилось представление о том, что добрая фея, приходящая на помощь несчастным и наделяющая советом неопытных, обязательно прекрасна, златокудра и синеока, а злая колдунья, как бы она ни прикидывалась прекрасной незнакомкой, рано или поздно явит свою отталкивающую личину с кривым носом и торчащими зубами. Если в добрых намерениях непривлекательным женщинам отказывают напрочь, то некоторую мудрость за ними все же признают (например, Иван-царевич бежит за советом именно к Бабе-яге).

Придя к этому неутешительному выводу, мы решили выяснить, так ли универсальна связь привычного нам канона красоты и благих намерений. В поисках ответа мы решили оглядеться по сторонам. Наше внимание привлек буддизм.

Белая Тара
Белая Тара — даже одно только упоминание ее имени может спасти человека от многих бед.

Интересуетесь ли вы буддизмом? Если да, то знакомы ли вам Зеленая и Белая Тара или грозные Дакини? Нет? Это несправедливо. Ведь они любимы и почитаемы не только буддистами Тибета, Монголии, Непала, но и нашими соотечественниками бурятами-ламаистами.

Тара («спасительница») олицетворяет собой беспредельное сострадание. Ее популярность в вышеназванных регионах не уступает культам самых почитаемых бодхисатв и будд. Тара известна под двадцати одним именем. Визуально Тары отличаются между собой по положению рук и нарядам. Самые известные Зеленая Тара и Белая Тара. Это — милостивые ипостаси богини. В Тибете верили, что даже упоминание ее имени может спасти от многих бед. Кстати, Екатерина Вторая была объявлена бурятами-ламаистами воплощением Белой Тары, и кто знает, может быть, не без участи Тары Екатерина приобрела титул Великой.

Когда и как возник образ Тары, ученым не известно, но в одном из источников мы находим легенду, что много кальп (одна кальпа длится миллионы лет) тому назад жила принцесса, которая достигла просветления. Монахи сказали ей, что ей следует в следующий раз родиться мужчиной. Она отвергла это предложение, возразив, что многие хотят достичь нирваны в облике мужчины, но тех, кто пожелает превратить женственность в путь достижения просветления, очень и очень мало. После этого она продолжила свое совершенствование и в конце концов предстала перед одним из Будд и поклялась избавить все существа от мук сансары. Сансара — это замкнутая цепь бесчисленных перерождений. Некоторые из возможных воплощений могут казаться непросвещенному (учением Будды) человеку привлекательными, например, перерождение богом. Но даже столь удачное воплощение не меняет сути перерождений — страдания.

Белая Тара способна даровать долголетие, и без ее вмешательства рассчитывать на долгую жизнь крайне легкомысленно. Пусть вас не изумляют семь глаз Белой Тары. Это глаза мудрости, олицетворяющие ступени познания. Зеленая Тара персонифицирует собой божественную энергию. Она изображается в виде юной девушки с зеленой кожей. Одна нога Тары еще покоится в позе лотоса, вторая же спущена с трона и символизирует стремление Тары прийти на помощь людям как в физическом, так и духовном плане бытия. Стоит ли говорить, что недальновидные, с буддийской точки зрения, люди просят Зеленую Тару о материальных благах, тогда как люди разумные обращаются к ней за помощью в духовных исканиях.

Дакини
Устрашающий вид Дакини Наро вовсе не сулит беды. Дакини борится против лени, тупости и невежества мира.

На второй иллюстрации мы видим Дакини. Устрашающий вид Дакини способен смутить европейца. Однако ее грозный вид и украшение из черепов указывают на воинственный нрав, но не сулят беды почитателям буддизма. Напротив, Дакини всегда готова прийти на помощь сторонникам буддизма и посвятить их в глубочайшие тайны дхармы. Так, изображенная на иллюстрации Дакини Наро передала дух знания одному из достигших совершенства аскетов, за что тот и основал ее культ. Дакини — верные стражи буддизма. Они непримиримые воительницы против тупости, лени и невежества мира. Образ Дакини — образ суровой, грозной, мудрой и прекрасной воительницы за веру не привычен для европейского сознания, но в мировоззрение приверженцев тибетского буддизма он вписывается полно и гармонично.

Но не только внутренний мир обитательниц женского буддийского пантеона наделен непривычными для европейца чертами. Их внешний вид, несущий на себе влияние индийских канонов красоты, далек от пресловутых идеалов современного модельного бизнеса. Женский канон красоты, насчитывающий в тибетской историографии в общей сложности 18 категорий привлекательности, среди прочих включает в себя широкую нижнюю часть торса, живот с тремя глубокими складками и «выступающий красиво». Так что счастливые обладательницы этих качеств могут откинуть ложные переживания о якобы лишних килограммах и гордо следовать тибетскому идеалу красоты.

Тибетский буддизм традиционно ассоциируется в нашем сознании с образом Далай-ламы. Для нашего рассказа важен тот факт, что Далай-лама почитается буддистами как реинкарнация бодхисатвы-Авалокитешвары, который олицетворяет собой сострадание (бодхисатва — это тот, кто из сострадания к живым существам отверг возможность обрести личное спасение и уйти в нирвану. Это тот, кто раз за разом возвращается в мир страдания, чтобы рано или поздно все живые существа обрели спасение.). В разных странах его почитают под разными обликами и разными именами. Не знаю, удивитесь ли вы, узнав, что в Японии Авалокитешвара почитается в женском образе под именем Каннон.

Каннон — милосердная заступница, обратиться за помощью к которой может каждый человек. Она одна из самых популярных божеств японской буддийской мифологии. Она предстает в образе тысячерукой и многоликой богини. Тысяча рук ей необходима, чтобы каждой из рук спасать грешника. Ее многоликость так же полна смысла. Поверх главного лица, кольцом расположены: три сострадательных, обращенные к доброжелательным существам; три гневных лика, обращенные к недоброжелательным существам; три клыкастых лица, призывающие встать на путь будды и смеющейся лик. Смех Каннон олицетворяет не радость от побед буддизма, а достигнутое понимание тщеты мирской суеты. Каннон не только олицетворяет собой бесконечное милосердие, но и демонстрирует глубокое знание человеческой природы. Она приходит к старику в образе старика, к женщине — женщиной, к монаху — монахом, не смущая верующих своим величием и могуществом.

Заканчивая наше короткое знакомство с женскими персонажами в буддийской мифологии, хочется обратить внимание на то, что хотя представления о красоте и благе у народов, исповедующих буддизм, складывались на основе культурной традиции, существенно отличной от европейской, тем не менее внимательное всматривание в грозные, устрашающие, а то и клыкастые лица, позволяет обнаружить у их обладателей мудрость, непримиримость к злу, царящему в мире, и готовность к состраданию. Так что в целом сострадание и мудрость остаются наиболее востребованными женскими качествами в большинстве культурных традиции мира.


Инга Успенская. Женский Петербург




[На главную] [Душа Мира]





return_links(3); ?>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Луганский рейтинг WWWomen.ru WWWomen online!

return_links(4); ?>


Украинская баннерная сеть
return_links(); ?>