Праздник Ивана Купала — славянского бога лета, полевых цветов и плодов — почитался нашими предками как самый весёлый день в году. В честь Купала разжигался огромный костер, причем с помощью трения кусочков дерева друг о друга, — чтобы он был живым, исцеляющим. Водили вокруг него хороводы, пели купальские песни, прыгали через костёр, и обязательно парами — женщина и мужчина. Поодиночке не прыгали, так как в эту ночь укрепляющими и оздоравливающими были две стихии — воды, которая олицетворяла женщину, и огня, олицетворяющего мужчину. Берясь за руки и взлетая над костром, пара получала мощный заряд силы и благополучия.
Купальский костер в с. Дубовом Новоайдарского района, куда на праздник съехались участники движения Анастасии со всей Луганщины, а также из России, горел, не затухая, всю ночь. Для праздничного хоровода в центре поляны была установлена ветка берёзы. Семь девушек украшали этот символ Купала цветами, лентами и венком, дополняя его купальскими песнями. Гости праздника водили вокруг костра хороводы, участвовали в озорных, забавных состязаниях. Ведущая Н. Борзова провела редкий славянский обряд «Колючка», действие которого в купальскую ночь обретало особую силу.
Наши предки знали: коли есть в человеке какая-то хворь или тяжесть на душе, то нужно сорвать в чистом поле колючую траву, перенести на неё мысленно всё то плохое, что мешает жить радостно и счастливо, и сжечь растение в костре. Участники купальской мистерии в Дубовом отнеслись к обряду серьёзно, с надеждой на избавление от горестей. Обращение к костру усилило магическое действо:
Разгорайся, костер, брызни искрами,
Дай тепла и добра, дай нам удали.
Дай, огонь живой, силы нам молодой,
Чтоб в глазах людских заискрилася,
Счастьем брызнула во все стороны,
Спячку древнюю чтоб развеяла,
Души светлые пробудила бы...
Ближе к полуночи выбрали князя и княжну праздника, которые отдали на волю воды символ Купала и венки с прикреплёнными к ним свечами. Всё озеро в Дубовом покрылось светящимися кругами. Каждый участник мистерии наблюдал за своим венком. По поверью, если он утонет, то мечта не исполнится; если венок прибьёт к берегу, то это к замужеству или женитьбе...
Ближе к утру анастасиевцы пошли за травами, любители закаливания купались в озере или в купальской росе.
И было такое ощущение, что светлый славянский бог с венком жёлтых купальниц на голове одаривает всех целебной силой природы.