Философия здоровья. Сергей Камионский - afield.org.ua 


[На главную] [Архив] [Женская калокагатия]

return_links(2); ?>


Сергей Камионский

Философия здоровья

О любви к себе и к Миру


Здоровье — одно из тех важнейших понятий, отношение к которому разделяет западную и восточную культуры.

Античная традиция культа тела была прервана на тысячелетия, и лишь стремительное развитие индустриальной цивилизации, обратной стороной которого является физическая деградация состоятельных слоев общества, заставило Европу обратиться к спасительной способности спорта возвращать здоровье и молодость. Поэтому в западной культуре это слово стало играть существенную роль только лет 100 назад.

В середине ХХ века появилось новое, революционное отношение к здоровью и спорту. Сотрудник современной западной компании находится под страшным давлением двух факторов: с одной стороны — непомерно трудные служебные задачи и бесчеловечный ритм работы, с другой — острейшая конкуренция на рынке труда. Практика показала, что в «цивилизованном» обществе здоровье становится стержнем профессиограммы в любой профессиональной сфере!

Итак, для западного человека здоровье — важнейшее средство для достижения его целей, в первую очередь, карьерного роста и выживания. Этот подход легко распространился и на любые другие цели, что в общественном сознании придало здоровью ореол универсального средства. Здоровье обрело самостоятельную ценность, стало фетишем.


А на Востоке — как всегда — все иначе! Там здоровье не имеет утилитарной ценности, не является средством достижения частных целей. Для восточного человека здоровье — способ слиться с миром, путь к единству и гармонии!

В современном мире взаимопроникновение культур стирает географический оттенок понятий «западный» и «восточный» и придает им идейно-философский смысл.

На Западе и Востоке — разные мотивации к здоровью, различны способы его наращивания. Западный человек стремится развить конкретные качества тела — силу, скорость, выносливость; он хочет добиться определенных частных целей — повысить работоспособность, внешнюю привлекательность, избавиться от болезней, построить карьеру. И тренировки свои он организует узконаправленно, тренируя мышцы и сердце, избавляясь от дряблости и лишнего веса. Он тренирует себя как средство господства над обстоятельствами, над другими людьми, над миром.

Западный человек видит в мире враждебную себе противоположность, он обижен миром, он его во многом боится и мстит, и потому лишь себя единственного считает объектом любви. Но вместо любви, божественной и радостной, получается болезненная видимость любви, поскольку по-настоящему любить себя он не может, ощущая в себе неискоренимую ущербность! Ведь мир все время напоминает ему о его недостатках, делая это с агрессивностью и нетерпимостью, подчеркивая несоответствие человека установленным в обществе эталонам красоты, ума, успеха... Мир ожесточает человека, побуждает его к бесплодной борьбе и поиску новых видов «оружия», среди которых здоровье становится важнейшим!

А восточный человек рассматривает мир не как объект для покорения, а как объект любви; он стремится не к господству над ним, а к единству! И любовь его к самому себе — это не защитная реакция на бесчеловечный мир, а проявление любви к миру и к себе, как частичке этого мира! И тренирует он себя не как средство для достижения внешних целей, а как часть мира, которая должна соответствовать целому.

Его тренировки, поэтому, строятся не как наращивание количества поднятых килограммов или освоенных километров, а как слияние с миром, как способ насладиться этим соприкосновением, потому и критерием успешности их проведения становится не объем механической работы, а радость!


В каждом из нас есть тяга к восточной гармонии с собой и миром и осознание западного характера внешней среды...


Так что же делать нам, узникам времени и места? Бунтовать или опускать руки? Подчиняться какой-нибудь одномерной — западной или восточной — модели?

Выход — только в синтезе! Но как же трудно его осуществить! Ведь у каждого человека он должен быть свой, неповторимый. И рассудочно его не выстроить, он пронизывает все человеческое существо!

Понятно, что подлинный синтез таких сложных и разных систем невозможно осуществить объединением только их отдельных элементов: нужно объединять все элементы, на всех уровнях.


Философский, идейный уровень

Должна быть установлена своя связь между множеством пар противоположностей, олицетворяющих западные и восточные идейные ценности, а также — внутри этих пар: стремлением к осуществлению любых желаний и полным отказом от любых желаний, побуждением покорить мир и желанием слиться с ним, потребностью доставлять радость себе и готовностью радовать других, умением ненавидеть и способностью любить...


Методологический уровень

И здесь предстоит труднейший выбор, проходящий и через рассудок, и через чувства, и осуществляемый каждую секунду жизни: между целым и частью, между целями ближними и дальними, между гармонией и эффективностью...


Организменный уровень

Наш рассудок — с Запада, тело — с Востока! Дать телу возможность радоваться, блаженствовать, но и работать, напрягаться, даже испытывать боль и усталость — снова выбор своей конфигурации синтеза, мудрой меры!


Не должно быть культа тела... впрочем, как и культа души. И то, и другое — перекосы в развитии западной цивилизации, переживающей еще период «детства». Наверное, нельзя считать благом и культ целостного человека, ведь мир гораздо шире, чем человек или человечество. Может быть, только культ жизни всего живого есть действительное и единственное благо.

Если нам, как частичке жизни, дано тело, так пусть же оно будет достойно жизни! Будет таким же прекрасным, полным радости, источником энергии для души и духа, носителем красоты и силы!

В мире не очень много подлинно красивых людей, владеющих гармонией счастья... Если же спросить у них, случайно ли у них такое сильное, красивое, молодое тело, то можно с уверенностью предсказать ответ: тяжелая каждодневная работа над телом дает гораздо больше, чем здоровье и большие мускулы, она создает предпосылки для создания ценностей духа — мощного интеллекта, безмерной доброты, воли к жизни, творческой устремленности! Невольно вспоминается библейская строчка об «образе и подобии»!

Глядя на этих людей, мы хотим стать такими же, только не знаем, как это делать. Но ведь это так просто: нужно лишь тратить один час в день, а взамен приобрести весь мир!

Написать автору
Обсудить в форуме

Эссе Сергея Камионского из цикла «Философия любви»
Другие эссе этого автора



НАПИСАТЬ ОТЗЫВ:
Имя:   E-mail: URL: Город, страна:
Отзыв:



[На главную] [Архив] [Женская калокагатия]


return_links(); ?>