Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии в период
Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании.
На протяжении XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к
костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применются
с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем.
На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их возникновения не
установлено. Самые ранние образцы хранящиеся в музейных коллекциях, относятся
к XVI веку. В XVI-XVII веках ширинки шили из кремовой шелковой ткани полотняного
переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка
красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась она
разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Все контуры
рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и листья
расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета,
мягко мерцающими золотым и серебряным. Дополнительно весь орнамент украшался
усиками-завитками.
Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому и боярскому
костюму XVI-XVII веков. Такой костюм шился из тяжелых узорных бархатов, парчи,
атласов с крупными симметричными узорами. Он отличался единством объемов и
малоподвижностью, поэтому ширинка с ее легкостью и воздушностью имела особое
значение, дополняя образно-пластический строй древнерусской женской одежды.
Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство.
Характер узоров ширинок был созвучен стихии орнаментальной декоративности и
жизнерадостности, присущей русской культуре XVII века.
Решительная смена жизненного уклада, проведенная Петром I в начале XVIII века,
европеизация дворянского быта существенно изменили внешний облик людей. Костюмы,
сшитые по европейской моде, принципиально отличались от древнерусской одежды.
Новый образ жизни изменил назначение многих привычных вещей, и в частности,
носовых платков.
В XVIII веке носовые платки широко рспространяются в дворянской и купеческой
среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой
платок из декоративного элемента в гигиеническую принадлежность.
Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные
размеры от большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали
их цветными каемками, вышивкой и кружевом.
По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб
из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары.
Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа
Н.П. Шереметьева (1751-1809) числился 381 носовой платок, из них «... батистовых
с разноцветными каемками 112, батистовых маленьких 2, полотняных больших без
каемок 84, таких же поменьше 112, таких же небольших с синими каемочками
24, с красными широкими каемочками 8, с лиловыми 6, с красными поуже 18,
с красными узкими 6, клетчатых 9».
Носовые платки иногда украшались в стиле рококо. Это проявлялось в извилистых
стеблях лозы по краю платка, в в переплетающихся ветках и листочках, в
аллегорическом изображении животных, птиц и других сюжетов, которые вышивальщицы
копировали из книги «Символы и эмблемы», в восточных растительных мотивах.
Орнамент легко и непринужденно скользил по поверхности ткани.
Перемены в социальной структуре в XIX веке определили новое направление в
развитии искусства и моды. Для моды нового времени характерно частое чередование
стилей эклектизм. Мода стала доступна для всех слоев общества. Промышленность
производила в огромных количествах модные предметы, дополнения, мелочи всякого
рода.
Выбор носовых платков был огромен: были и разноцветные с цветной каймой, и
и клетчатые, украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день употреблялись
однотонные платки или с узкой цветной каймой. Праздничные платки-аксессуары
были иными.
В музейных коллекциях можно найти множество носовых платков XIX века; почти все
они из белого тонкого полотна, украшены белой вышивкой. Узор основан на
повторении мотивов, противопоставляемых друг другу. Орнамент ограничен, его
элементы имеют форму закругленных розочек, медальончиков, скромных мелких
цветочков и листочков. Композиция либо строго симметрична, либо статична, либо
либо плавно скользит по поверхности ткани. Технических приемов немного, что
характерно для толстой белой вышивки 10-20 годов и романтизма 20-30 годов
XIX века.
XIX век возвращался к моде предшествующих эпох, перенимая чисто формальные
признаки, а в основу вкладывал свое восприятие стиля. Мода середины XIX века,
так называемое рококо, уже очень мало отвечала принципам стиля XVIII века.
Моду этого периода характеризуют перегруженность и интерес к деталям. При
изготовлении маленького носового платка использовались различные художественные
композиции, богатство растительных орнаментов, всевозможные приемы белой
вышивки с наполнением. Конечно, многое зависело от общественного положения и
вкуса клиентки, от мастерства исполнительницы. Чрезмерность орнамента особенно
заметна в украшении роскошных платков. Богатый бордюр сложного контура и
геометрические цветы великолепием и статичностью соперничают с буйным движением
букетов и гирлянд в главном узоре. В соединении этих орнаментов наблюдается
некая механичность, в то же время такой платок удивляет богатой фантазией.
Вторая половина XIX века была периодом эклектизма. В вышивке платков этого
периода мы встречаем самые различные композиции и орнаменты. Растительный
орнамент занял ведущее место. На носовом платке из коллекции Эрмитажа
мастерица вышила толстую ветку с узкими листами и богатыми цветами.
Многопластовой узор разрывает плоскость платка.
Во все времена своего существования такая модная мелочь, как носовой платок,
отражал состояние общества, декоративного искусства и моды. Благодаря таланту
и мастерству вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто становился изысканным
произведением искусства.