Мода-решетоВо времена мрачной испанской моды известный колорит внесли швейцарские и германские наемные воины. Они просто начали прорезать дырки в одежде в тех местах, где она больше всего жала и стягивала. Сквозь отверстия виднелось белье, которое со временем стали закрывать другой материей. Вновь «моду-решето», хотя и видоизмененную, предложили в 1976 году японские салоны мод, и она получила распространение в других странах. В течение целого XVII века в искусстве доминировал стиль барокко. Затем пышность форм и цвета в одежде была заменена модой-рококо. Специалисты этого времени устремили свое внимание к украшениям, а также подчеркивали некоторые части тела так, что женщины стали походить на фарфоровые статуэтки. Король-солнцеС приходом к власти Людовика XIV мода Европы начала вращаться вокруг Парижа (что наблюдается и по сей день). Во Франции мода стала государственным делом. Изящество одежде придавали богатые кружевные украшения, ленты и кокарды. Господа носили брюки до колен, а дамы с радостью увечили себя тесными корсетами. Стальные пружины сковывали тело от груди и до нижней части туловища. Людовик взошел на трон в 1643 году пятилетним мальчиком и царствовал целых семьдесят два года. В течение всего этого времени, которое счиается верхом абсолютизма, он диктовал, что и как носить. Его девиз «Государство это я» имел силу и в области моды. Это было не просто высказывание гигантомана, а проявление позиции властителя «первой державы в мире». Однажды некий француз писал государю: «Ваши наисвятейшие свиньи съели мой наипокорнейший картофель». Когда король-солнце начал лысеть, и ему не помогли самые знаменитые врачи, он извлек на свет божий парик. С тех пор началось время париков. Людовик XIV увеличил и кринолины, и прически. Самая дорогая прическа «фонтаж» названа по имени его любовницы Анжелики де Фонтаж, которая во время охоты перевязывала волосы кружевными подвязками. Озорство и прелесть такой прически понравились королю, и он вмиг сделал ее модной. Дворцовый этикет, регламентировавший самые малейшие движения рук придворных, не забыл упомянуть, что подвязки должны быть заменены кружевными лентами. Период галантностиВ истории самых дорогих туалетов были и самые маленькие галантные украшеньица «мушки». Их вырезали из бумаги или рисовали чернилами на теле, которое открывало смелое декольте. Суть галантности, как жизненной бонвиванской философии, сформулировал аббат Галиани: «Зачем дьяволу нужны наши добродетели, если они не делают нас счастливее?», обратив внимание на глубокое лицемерие духовной и светской морали. Век галантности был назван «золотым веком для женщин», на самом деле же женщина была унижена, оскорблена и опозорена. Муж имел право в случае неверности жены, или всего лишь по подозрению в таковой, отправить ее навсегда в монастырь. Французская революция 1789 года изменила не только политический и хозяйственный строй страны, но и вызвала переворот в моде. Мужчины перестали носить разноцветные дорогие одежды, гражданские костюмы стали шить из темных качественых тканей. С тех пор мужская мода остановилась на том варианте, который известен нам и сейчас: брюки, пиджак и пальто. Во времена Директории у женщин вошли в моду легкие ткани и муслин. Королева моды мадам Тальен появилась на балу в опере в тунике, в античных сандалях и с перстнями на руках. Сам Талейран, председатель французского народного собрания, оценил вкус Тальен такими словами: «Невозможно раздеться более помпезным образом». Время наполеоновской империи породило новый стиль ампир, распространившийся по всей Европе. Самым модным одеянием была униформа. В этой области главным модельером стал шурин Наполеона Жоаким Мюре. Сержант Огеро и другиеНаполеон I создал двор с новой аристократией, выдвинувшейся из армии и бюрократии. Суровые воины сразу почуяли, что стали благородными людьми, и, следовательно, должны придерживаться дворцовой моды, как того требует великий корсиканец. Вначале было трудно, ибо новоиспеченные герцоги привыкли к беспорядочной военной жизни. Поэтому однажды несколько членов императорского двора немало удивились, когда Его светлость герцог де Костильоне (бывший сержант Огеро) проходил по дворцу, похлопывая свою жену по мягкому месту и весело покрикивая: «Быстрей шевелись, девочка!». Однако скоро Наполеон, великий диктатор моды, положил конец буйству во дворце Тюильри. Естественный процесс развития моды остановился. Тем не менее Наполеон мечтал о восстановлении старых традиций и поручил дворцовым художникам разработать модные проекты. Были воскрешены широкие пелерины, вышитые золотом, длинные шлейфы и украшения из перьев. Но «самая великолепная» власть завершилась неблагополучным походом на Россию, и для моды настали плохие времена, колорые запомнились лишь некоторыми украшениями и деталями. Диктаторы модыФранция дала миру и других диктаторов моды: Ришелье, Людовик XV, Людовик XVI; мадам Помпадур великая расточительница; мадам Дюбари наследница мадам Помпадур; казненная во время революции Мария Антуанетта, которую художники рисовали более 500 раз, и всегда в разных туалетах. Из тех, кто не правили Францией, можно вспомнить русскую царицу Елизавету, у которой было 8700 платьев. Немного беднее была английская королева Элизабет I, с ее 6000 платьев. Из мужчин фаворитом был герцог Букингемский, имевший 1625 костюмов. Во время своей коронации Екатерина II была в платье со шлейфом длиной более 70 м. Шлейф несли 50 пажей. Королем мод, навязывавшим свой стиль мужчинам, был и английский король Эдуард VII, который ввел в моду отутюженные брюки. Французский историк Галье пришел к заключению, что в XVII веке одежда господина стоила так же дорого, как и дамская, или даже дороже. Он также вычислил, что одно непредвиденное посещение Марией Антуанеттой ювелира стоило столько, что на эти деньги могли прожить целый год около тысячи рабочих семей. По мотивам болгарской прессы. Перевод В.В. Бондаренко. |