ИНТЕРВЬЮ В МИРЕ БОГИНИ
Каковы основные черты архетипа Великой Богини Матери? В частности, психологические черты Богинь?
Основная черта, конечно же, Материнская забота о детях. Но проявляется она не только в порождении живых существ и их обеспечении всем необходимым для жизни. Материнская любовь Богини выражается также и в том, чтобы принять в Свое Лоно все умершее от Ее руки, чтобы возродить его к новой жизни. Как замечает Роберт Грейвс, «любит Богиня... чтобы погубить, а губит, чтобы оживить» («Белая Богиня»).
Таким образом, говоря об архетипе Великой Богини, мы можем выделить в нем два аспекта, часто называемых «светлым» и «темным». Сама Богиня как Личность — полное собрание противоположностей, но все они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга. Лето и зима, радость и горе, жизнь и смерть — ничто не бывает одно без другого, ибо для гармонии и равновесия необходимы оба аспекта Великой Богини. По этой причине психологические черты большинства Богинь — различных ипостасей Великой Матери — резко отличаются одна от другой. Нам довольно трудно представить себе, что ласковая блистательная Жива и жестокая мрачная Марена — это одна и та же Личность, но это именно так.
Какие существуют основные женские архетипы? В чем различия между психологическими типами, характеризуемые различными богинями? Как эти типы выражены в современных женщинах?
Если говорить о древнейшем архетипическом образе Женщины в человеческом обществе, то можно выделить два основных момента, основанных на «догматике» первой, Матриархальной религии:
Богиня-Женщина-Мать и
Богиня-Женщина-Повелительница. В Матриархальном обществе понятия Богини и Женщины вообще были неотделимы одно от другого. Поэтому для первых людей немыслимо, например, было бы рассматривать Женщину как «жену», «наложницу» или «рабыню». Великая Богиня, выражающая Себя в Природе, а наиболее полно — как мыслящая Личность — в Женщине, дает жизнь всему сущему, и потому вправе властвовать над всем, что Она порождает.
Если же вести речь о Богинях в более поздних, патриархальных языческих верованиях, то психологических типов здесь гораздо больше. Однако, тут следует сделать скидку и на изменение мужского взгляда на Женщину при новом порядке. Например, универсальный культ Великой Богини Матриархата был исключительно оргиастическим, поскольку в Матриархальном обществе отсутствовал институт брака: Женщина была вольна Сама избирать Себе любовников или избавляться от них, и эта прерогатива принадлежала исключительно Ей. Напротив, в языческих верованиях возникают культы
Богинь-Покровительниц брака и семьи, в которой, как правило, главой является уже муж. Большинство языческих Богинь уже не является самодостаточными фигурами — в основном Они подчинены
богам-мужьям. Больше того, ряд патриархальных языческих мифологий, переписывая историю заново, выводит образ Богини, разделившейся в Самой Себе на враждующие стороны (например, в вавилонских сказаниях острую взаимную неприязнь испытывают Богини Иштар и Эрешкигаль, в греческих — Гера преследует Ио,
и т. д.).
На мой взгляд, эти психологические типы в современных Женщинах выражаются по трем основным направлениям, не считая множества промежуточных и смешанных. В порядке возрастания их можно обозначить как Жена, Охотница и Госпожа.
Отличительные черты Жены — прежде всего покорность желаниям и власти мужа, тихий и скромный характер, зачастую ограниченный кругозор, сосредоточенность исключительно на домашних делах и семейных хлопотах; это приблизительно образы славянской Лады, скандинавской Фригг, греческой Гестии, римской Весты, китайских Бися Юаньцзюнь и Данай Фужэнь, египетской Месхенет и других.
Охотница — независима в суждениях и поведении, более всего полагается на собственное мнение и не терпит посягательства на Свою свободу. В семье не привыкла к безропотному подчинению мужу и всегда хочет оставаться на высоте. Она чувственна, остроумна, редко поддается депрессиям. Таковы греческие Артемида и Афина, скандинавская Фрейя, римская Венера, кельтская Дану, фригийская Кибела, египетская Менхит, италийская Рейтия, славянская Сурица и другие.
Госпожа — само название говорит за себя: эта Женщина добилась власти над мужчиной и всех связанных с этим благ. По типу Она наиболее близка к образу Великой Богини, Чей авторитет во всех делах неоспорим и Чьи распоряжения не обсуждаются, а выполняются — быстро и наилучшим образом. Она покоряет не столько физическим воздействием, сколько одним взглядом и/или жестом, Ее Женскому магнетизму невозможно противиться. Чаще всего Она весьма образованна, умна и блистает в обществе, но в Ее характере преобладает «темная» сторона; такой тип схож с образами финикийской Танит, греческих Гекаты и Кирки, славянской Марены, скандинавских Хель и Валькирий, индийской Кали, ацтекской Коатликуэ, японской
Идзанами-О-Микото, кельтской Морриган и других.
Что такое почитание Богини Матери в наше время?
Прежде всего это почитание Женского Начала как правящего и главенствующего. В ряде случаев поклонение Богине у мужчин происходит даже безсознательно, на генетическом уровне, выражаясь в преклонении перед Женщинами в разной форме — почтительном обращении, произведениях искусств
и т. д. Однако в таких случаях можно с уверенностью сказать, что именно Богиня является источником их вдохновения и Ее влияние является определяющим фактором в их поведении. Женщины, благодаря своей врожденной интуитивности, ощущают Ее присутствие в жизни намного острее: большинство Ведьм, практикующих магические ритуалы, гораздо чаще обращаются за помощью именно к Богине или (чаще всего в России) к Богородице Деве Марии.
В современных неоязыческих традициях Великая Мать занимает очень видное место, Ее важная роль в возникновении мироздания и управлении им признается практически всеми языческими и магическими общинами.
Что несет мужчинам возрастающая активность женщин? Стоит ли им ее бояться?
Мужчины бывают разные, и некоторые из них в самом деле боятся возрастающей в наши дни активности Женщин. Но опасность эта лишь кажущаяся. В этой ситуации мужчинам нечего терять, кроме своей неуемной гордыни. Матриархат в человеческом обществе изначален и естественен, как сама Природа; патриархальная же цивилизация — это по сути попытка изменить мир грубым вмешательством в его естественные законы, что в конечном счете, как мы наблюдаем в наши дни, привело человечество к грани вымирания: множатся экологические катастрофы, разрастаются масштабы военных действий
и т. д. В конце концов, развитие современной цивилизации может осуществляться только по двум путям — возвращение к Матриархату или всеобщая гибель. Остается только надеяться, что мы окажемся достаточно мудрыми, чтобы «из двух зол выбрать меньшее», на деле являющееся благом.
В чем предназначение Женщины на Земле?
Каждая Женщина вправе только Сама решать, в чем Ее предназначение на Земле. Но существует идеальный вариант, замечательно выраженный в словах Канта: «Удел Женщины — владычествовать», — ибо по природе Своей Женщина есть земное воплощение Вечной Владычицы, о чем говорят Тантрические тексты: «Все Они — Высшие Богини, [достойные] поклонения»
(Кулачудамани-тантра 3.53). Женщина, не понимающая истинного смысла Своего существования на Земле, не только многое теряет в жизни, губит Свой Женский потенциал и не достигает вершины счастья, но еще и сознательно слагает с Себя законные полномочия, по праву рождения врученные Ей Великой Богиней.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ДАЛI БУДЕ TO BE CONTINUED
Предлагаю вашему вниманию интервью с автором сайта «Мир Великой Богини Матери» — Shico Tan-ом. Сайт посвящен почитанию Великой Богини в древних народных традициях, как главного и единственного объекта религиозного поклонения. Интересный, информативный ресурс.
В интервью сохранена орфография автора, который слово Женщина всегда пишет с большой буквы.