[На главную] [Архив] [Коммуникации] echo $sape->return_links(2); ?> | |
| |
Слева направо: Ольга Соболева (флейта), Ольга Шумакова (гитара), Виктория Хлопова (скрипка, вокал), Ирина Хлопова (вокал), | |
С двумя участницами ансамбля я знакома лично. Мне давно хотелось познакомить вас с этим уникальным коллективом из пяти девушек, пишущих и исполняющих музыку, которая — вся Свет и Добро. С теми, которые редко собираются все вместе, а собравшись, играют без предварительных репетиций — и творят Чудо... И вот интервью, записанное Леной Швец-Итозавой, — перед вами. | |
Виктория Хлопова Как был создан ваш ансамбль? Какой смысл первоначально вкладывался в название? Вначале было слово... Название пришло само собой, причем сразу троим из нас, и сразу же определило весь дальнейший ход событий. Помните, как говорил капитан Врунгель: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Нет, это не было озарением. Мы думали над названием почти год. Все это время собирали материал, писали первые песни, открывали для себя совершенно новый пласт музыкальной культуры, практически неизвестный здесь... Вариантов был не один десяток, но ощущение было такое, что мы знали, но забыли, как забываются сновидения (оставляя лишь мимолетное чувство прикосновения к Смысл названия во всей своей полноте поняли уже потом и, вероятно, не до конца еще раскрыли всю суть. Ведь мы не просто исполняем музыку, пусть даже духовную. Идет очень тяжелая работа над собой, над своим сознанием и душой. Каждая песня — маленький трактат, иногда состоящий из Честно говоря, в самом начале мы не подозревали, что все будет именно так. И цели были другими, и масштабы представлялись помельче. Но, видно, за нас все решили еще до того, как мы встретились. Кстати, когда нам задают банальнейший вопрос: «Как вы все встретились?», мы отвечаем откровенно: «Не знаем». А как еще можно ответить, если без всяких отборов, прослушиваний и притирок 5 человек сразу стали играть так, как если бы репетировали до этого не один год. Ощущение миссийности пришло почти сразу же, после первого же концерта. И тогда же появилось очень реальное чувство некой Руки, направляющей и ведущей. И здесь наверное было бы уместно рассказать о названии. «Angelus» в переводе с латыни означает «Ангел...». В сущности, это первое слово старой католической молитвы, которая начинается словами «Angelus Dоmini...» — «Ангел Господень возвестил Деве Марии...» и отражает момент Благовещенья, т. е. сообщения Ангелом Марии о том, что Она должна родить Сына Бога. Ангелы — это не пузатые младенцы с крылышками. Об этих сущностях упоминают почти все мировые религии, и во всех традициях это неизменно посланцы из иного, тонкого мира, вестники и посредники между нами, людьми и Творцом или Богом, несущие этому миру послание из мира иного. | |
Елена Швец-Итозава Какие мысли и чувства вы стремитесь донести до слушателей? Сами себя мы определяем как ансамбль духовной музыки, но это не просто исполнение канонических церковных произведений. Все гораздо сложнее. Дело в том, что в нашем понимании духовная музыка — это обширный пласт мировой культуры, включающий и собственно «церковную» музыку, и духовный фольклор, и любовную лирику, и средневековые танцевальные мелодии, и многое, многое другое. Ведь слово «духовный» происходит от понятия «дух». А дух человеческий испокон веков задавался вопросами о жизни и смерти, о существовании Высшего Начала, о смысле Бытия, «о несчастных и счастливых, о Добре и Зле, о лютой ненависти и святой любви», выражая эти свои искания в музыке, танце, поэзии. Вот эти плоды метаний, размышлений и, порою, мистических переживаний и прозрений и есть основной «субстрат» той музыки, которую мы исполняем. Мы поем о вечных истинах — о Вере, Надежде и Любви. Одной из наших идей было показать универсальность духовных устремлений и поисков человека, независимо от эпохи, национальности, принадлежности к той или иной религии. Поэтому в нашем репертуаре песни на 10 языках, начиная от средневековых мотетов и западноевропейской церковной музыки и заканчивая песнями современных бардов. Музыка, родившаяся в том или ином месте, в ту или иную эпоху, отражает самые глубинные процессы, происходящие в умах и сердцах целых народов. Время само определяет ценность того или иного творения. Мы родились в жестокое время. Человек, живущий в компьютерную эпоху, постепенно утратил связь со своими Истоками. Благополучный Запад — в погоне за материальным комфортом (от сытости), неблагополучный Восток — в погоне за элементарными средствами выживания. Тотальная атеизация, проводившаяся в пределах всего «шестого континента» привела к тому, что от нескольких поколений оказался сокрыт целый пласт мировой культуры, который мы только теперь начинаем открывать. Это касается не только музыки. Державин, Пушкин, Лермонтов, Плещеев, Соловьев, Хомяков и | |
Ольга Соболева Как обычно формируется ваш репертуар? Музыка — очень загадочное явление, по силе своего эмоционального воздействия не сравнимая ни с каким иным видом искусства. Музыка существует с момента сотворения мира, она буквально «витает в воздухе», как и стихи. Нужно только суметь ее услышать и передать с максимальной точностью. Поэтому композиторы и музыканты выступают не столько в роли создателей, сколько в роли инструментов, направляемых умелой рукой. Они подобны зеркалу, которое отражает Запредельную реальность. Чем гениальнее композитор — тем ярче и четче отражение. Чем чище и незамутненней его душа — тем больше в этой музыке Света. Но об этом отдельный разговор. Возвращаясь к вопросу о репертуаре... Это одна из многих странностей, с которыми приходится сталкиваться. Он формируется сам собой. Музыка приходит из разных источников — приносят люди, знакомые и незнакомые, находим (как правило, совершенно случайно) в редких сборниках, часто | |
Ирина Хлопова Расскажите о вашей теории «деструктивной» и «созидающей» музыки... Мы выше уже упоминали о своей собственной теории. Так вот, задумываясь о том, зачем, собственно, нам все это нужно, и почему мы «возникли» как ансамбль духовной музыки, мы пришли к такому мнению. Музыка (как и стихи) существует вне нас и вне нашего сознания. Она уже создана. Это нечто такое, что, минуя разум, непосредственно касается Души человеческой. Воздействие ее может быть колоссальным по силе и способно подвигнуть человека на любые деяния — от святого подвига до суицида. Композиторы и исполнители не столько творцы, сколько инструменты, способные непостижимым образом улавливать и передавать (воспроизводить) уже существующие музыкальные формы. Нужно только суметь «отчитать» эту информацию. Есть люди, наделенные особым даром, особой чувствительностью — воспринимать и отражать как зеркало ту, Запредельную реальность. И вот | |
Ольга Шумакова Кто ваши слушатели? Мы, кстати говоря, очень любим свою аудиторию. Она очень разнообразная, но в основном это люди думающие, люди ищущие, люди, открытые для принятия истины. Конечно же, в большинстве своем, За 5 лет нашего существования потихоньку сформировался своего рода круг почитателей. Всех их без преувеличения мы можем назвать своими друзьями. Практически все, кто побывал на одном из наших концертов, стараются попасть и на другие. Возраст наших слушателей — от 2 до 80 лет, география — от Италии до Японии, и мы рады, что одинаково близки и понятны и ребенку, и пожилому человеку, и Было невероятно страшно начинать, ведь мы не думали, что выйдем на такую широкую аудиторию. Одно дело петь «Аллилуйю», пусть даже средневековую, в | |
В вашем творчестве Коллектив у нас действительно женский — так | |
Какая религия, духовное направление ближе всего вам и вашему творчеству? От нас мало что зависит, мы лишь «вестники» — именно такой смысл имеет само понятие Ангелов и подобных им существ во всех религиях. Рассуждая о единстве духовных побуждений и переживаний человека, мы все же находимся в рамках Христианства. И это не только потому, что трое из нас католики, а одна — православная. Так уж получается, что оно объемлет и вмещает в себя черты всего остального, «все мысли веков, все мечты, все миры...», как сказал А.Фет. Мы лишь говорим об этом на разных языках, устами поэтов и композиторов, творивших в разные эпохи. И не случайно у нас переплетаются и Рабиндранат Тагор, и Данте Алигьери, и еврейский «Шалом», и православная «Душе моя»... Соответственно подбирается и репертуар. Специально мы ничего не ищем — приходит само собой. | |
Каково мистическое содержание вашей музыки? Мистицизм — в своем исконном, богословском понимании имеет в виду момент встречи человека с Богом, его Откровение. В этом смысле мистицизмом пронизано все существование ансамбля с момента его появления на свет. Есть такая притча о человеке, который, оглядываясь назад на свою прожитую жизнь, видит ее как песчаный берег некоего океана. И вдоль этого берега тянутся следы... «Смотри же», — говорит Бог, — «ты видишь эти следы рядом со своими? Это я шел рядом с тобой». «Да, но когда мне было тяжело — я шел один, Ты оставил меня!». «Нет» — ответил Бог. — «Это я нес тебя на руках». Ансамбль рождался в муках. В его существование не верил никто. В то, что мы будем все так же играть и 5 лет спустя, не верили даже мы сами. Ни копейки денег, никакой поддержки, даже моральной, не говоря уже о материальной — с этого мы начинали. С тех пор ни одного спокойного концерта, ни одной благополучной поездки. Все 5 лет — на грани фола. И все 5 лет непередаваемое словами ощущение того, что нас ведут... За нас все решили Каждый концерт, каждый новый наш шаг вперед сопровождается трудностями и препятствиями, часто настолько дурацкими, что опускаются руки, и тут же — просто фантастическое везение. Каждый раз создается такое впечатление, что вступают в противоборство две Силы. То внезапно все заболеем, то инструменты начинают ломаться, то вдруг запрещают концерт или отключается телефон, то вдруг по факсу вместо документов приходят чистые листы бумаги... Потом, все | |
Можете сказать несколько слов о таинстве рождения ваших произведений?.. Ни по законам физики, ни по законам психологии, ни по законам теории музыки «Angelus» существовать НЕ МОЖЕТ. Трое из нас живут в Луганске, Вика с Ирой — в Донецке. У всех пятерых есть основная работа, которая занимает абсолютно все время. Реально встретиться всем впятером удается только один раз в году — летом, и то на несколько дней. Все пятеро — мало того, что представительницы самого что ни на есть женского пола, но и яркие, цельные личности, попросту говоря — все лидеры. Как нам удается слиться воедино, как нам удается оставаться единым целым, не задавив индивидуальность каждого из нас — неизвестно... Ну и, пусть это не прозвучит кокетством... Некогда нам репетировать. Безусловно, мы работаем — каждый сам по себе, каждый делает то, что в его силах (продумываем сценарий, учим партии, придумываем аранжировки), потом собираемся и складываем все воедино, как мозаику, за | |
Меняется ли содержание вашей музыки от альбома к альбому? Каждый альбом — это своего рода книга, небольшой философский или богословский трактат. Мы не просто записываем «сборник песен» — все они связаны между собой, как главы одной повести. Каждое произведение, каждый музыкальный фрагмент, используемый нами, несет в себе определенную информацию, имеет смысл. То, что не может раскрыть в полной мере музыка — дополняется стихами. Интересно вот что: подходя к записи нового альбомы, мы еще не понимаем в полной мере, что именно мы хотим сказать. И вдруг, из кажущегося хаоса мелодий вдруг начинает вырисовываться Идея, которая и определяет в дальнейшем и название и всю композицию. Но об этом тоже отдельный разговор... Всего мы записали пока 2 кассеты — «Свет Невечерний» и «Возвращение». Первая — это отражение нашего мировосприятия, размышление о том, во Что мы веруем, что есть Бог... Вторая — это своего рода странствие по странам и эпохам, встреча с таинством рождения, жизни и смерти, и, в конечном итоге — возвращение к исходной точке, к началу всех начал. Она имеет более Конечно, мы растем, и профессионально и духовно (надеюсь). Да и просто взрослеем и мудреем. | |
Как вы видите развитие вашего проекта? О чем мечтаете? Как можно заключить из всего рассказанного выше, это вопрос не к нам. Все будет развиваться так, как ему суждено развиться. Может быть, все закончится этой осенью, мы все разойдемся по своим местам, а может быть, не закончится, может, наши дети продолжат, может, ученики... Пусть будет, как будет. Может, поэтому помимо Аngelus'a у каждого из нас своя жизнь, своя сфера деятельности, в которой он реализует себя полностью. Мы не привязаны к Angelus'у, мы не зависим от него материально, это не средство зарабатывания денег, это не способ самоопределиться и самовыразиться. Это возможность высказаться. Кто знает, может быть, мы уже сказали все, что могли, а может, только начинаем говорить. Мечты, конечно, есть, довольно даже нахальные. Мечтаем встретиться с А.Л. Рыбниковым, которого считаем самым светлым гением нашей современности, мечтаем спеть Фото Такаши Итозава Предлагаем для ознакомления две композиции ансамбля «Angelus»:
| |