[На главную] [Архив] [Наши публикации] echo $sape->return_links(2); ?>
10 октября — Всемирный День Психического здоровья, иначе День лиц с умственной отсталостью.
Вспоминаю: два Андрюшки из московского интерната, девочка Ира из нашего приюта, вечно убегающие из дома Владик и Валик, мои подопечные из семьи «потомственных» инвалидов и много других.
Да и весь наш двор детства в южном городе О.
Во дворе была
Может, поэтому я не очень помню слова типа «дурак» или «идиот» между детьми...
Андрюшка стал «своим»
У Андрюшки была травма головы, и соображал он, конечно, медленно. Но очень точно — как скажет, бывало,
Андрюшку смотрела
Наверное, именно он, Андрейка, мог бы стать таким вот
Побудем профессионально умными и точными?
Интеллектуальная недостаточность обусловлена внутриутробным недоразвитием мозга или его поражением в первые три года жизни.
(Или, извините, отсутствием впечатлений в первые годы жизни — это уже новая тема — социальная инвалидность беспризорных с самого раннего детства детей).
У некоторых детей с умственной отсталостью имеются ярко выраженные внешние признаки (например, болезнь Дауна). В иных случаях никаких внешних особенностей нет.
(Хорошо это или плохо? Конечно, ярко выраженного «дауненка» скорее явно обидят, но не меньшая сложность, когда якобы нормальный внешне рискует попасть под удар здоровых, когда они почувствуют его слабину. Сколько таких вот ребятишек становятся профессиональными «шестерками» или проходят другие ступени роста у криминалитета.)
Для умственно отсталых детей характерно следующее:
Умственно отсталые дети и подростки испытывают наибольшие затруднения в понимании
— Да, и поэтому возможны абсолютно безумные действия, тут уж все зависит от темперамента — меланхолик будет переживать, а холерик скорее заставит переживать других.
Мышление таких детей конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия.
— И потому тем же беспризорникам нужны совсем другие учителя, и не стоит гордиться интеграционными программами.
Все виды деятельности и поведения людей с интеллектуальными проблемами обеднены, однообразны, таким людям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой.
— И потому им трудно одним, им нужны «поводыри», и это нормально, и это должно быть
Наблюдается недоразвитие собственной речи, плохое понимание речи окружающих.
— Пение, театр — вот способы преодоления.
За такими детьми необходим особый присмотр, так как они зачастую не осмысливают опасность, не могут прогнозировать последствий своих действий.
— Однако, присмотр, а не надсмотр, не пускать их тоже не стоит — все равно найдут способ улизнуть.
Я вижу схему построения очередной педагогической утопии — небольшого поселка, где может проживать достаточно много людей и детей с умственной отсталостью.
Там всего лишь должны быть:
— хорошие дороги и добрые мудрые руководители,
— неторопливая школа с разными видами обучения,
— много бабушек и дедушек, которым некуда спешить и они могут уделить свое время тем, у кого за жизнь скопилось много вопросов,
— животные — непородистые кошки и собаки и лошади (ну и конечно, козы, коровы, куры, гуси, утки и другая сельская живность),
— ненавязчивые спортплощадки с продуманной системой снарядов,
— центр культуры, проводящий всевозможные вечера общения,
— много небольших производств, использующих ручной труд,
— ненавязчивый штат врачей и психологов (лучше, если они будут заняты в научных исследованиях по смежным темам — у них будет много интересного материала)
и так далее.
Где ты, Андрюшка? Вырос наверняка. Может, уже женился. Надеюсь, что здоров.
Cмотри, эту сказку подарила мне Таня, хочешь, познакомлю? Она и о тебе, и о многих других наших...
Долька толкнул ногой дверь. В комнате никого не было. Хорошо... Так.
Портфель — за шкаф — счастливого полета. Пиджак — еще
Созерцая рисунок трещин на потолке, Долька совсем успокоился. Ну, мало ли —
с урока выгнали. В первый раз, что ли? Дючка, правда, страшно разозлилась и
опять пойдет жаловаться Ультрамарине... Ничего. С заведующей им повезло,
ничего не скажешь. В памяти возникло ее усталое лицо.
— Ты меня до инфаркта доведешь, Долинин...
А Дючка будет опять визжать:
— Он же отсталый, Марина Витальевна, его в специнтернат надо! Я бы... А Вы —
слишком мягкая, с ними так нельзя, они...
Ультрамарина быстро попросит Дольку выйти, он выйдет и, прильнув ухом к
двери, услышит:
— Они — дети. Несчастные дети. Трудные, да. Я Вас понимаю, но...
За шкафом
За шкафом опять шорох и вздохи
Наконец любопытство одержало верх. Кофейник и Портос так вздыхать не умели.
Из малышей
В углу на корточках сидел пацан. Большой, Долькин ровесник. Долька увидел
его — обалдел. Зажмурился. Потом опять глаза вытаращил.
— Ты — кто?!..
— Твой ангел... — голос тихий и печальный.
Пацан как пацан. В комбинезончике
— Ты крещен, отрок?
Долька головой помотал, сник.
— Не место тебе в Доме Божием...
А у этого — небольшие и разноцветные
— Не крещенный я! — крикнул Долька шепотом.
— А... — пацан поморщился.
И вдруг стало заметно, что он бледный и вспотевший и вообще...
— Ты чего?
— С самолетом столкнулся... Плечо вот вывихнул. И с крылом
Правая рука висела у него безвольно. А из правого же крыла на пол капала
кровь. И там уже образовалась лужица...
— Ты, это... помоги, а? Сам не дотянусь...
«Чушь
— Я счас... — и за дверь.
Медпункт на первом этаже.
— Теть Маш, там это... к телефону вас, срочно!.. — и скорей к шкафам
стеклянным, хорошо — не заперты...
Руки дрожат. Будто преступник... «А ведь и правда — имущество казенное ворую...» А как иначе? Теть Маша сразу начнет расспрашивать. Что, про ангела ей? И его тут же — в психушку. Дючка и так всем уши прожужжала, что он умственно отсталый. «А может, я в самом деле — того... Свихнулся уж? Ангелы являются...»
Быстрей по лестнице обратно.
— А ты представь, что я птица. Ну там, лебедь... Или курица...
Это помогло.
Что делать с плечом, Долька не знал. Тут спирт и пластырь не помогут. На миг Долька пожалел, что никогда не болел серьезно. Заживало все, как на собаке. А то б хоть представлял, как что лечится...
— Дернуть надо... —
Наконец
— Нормально...
Долька вздохнул облегченно. Захотелось пошутить, спросить
— Со мной всегда
Странное напряжение, воздух плотней, что ли? И такое чувство, будто сейчас,
вот сейчас вспомнишь
— Ну чего ты, чего? — закричал, срываясь в пропасть. — Чего пристал? Не
было тебя — и нет — и не может быть... На фиг мне это нужно?
— У Ультрамарины — инфаркт...
Долька бледнеет, стены ходят ходуном. «У Ультрамарины? Только не у нее...»
— Дючка с ней ругалась
— У нее собака под машину попала...
«Ну вот, ну вот... Собака — мало ли... Я ни при чем...» Но
Молчание — долгое, невыносимое. «Ну чего он молчит? Ангел, называется.
Подсказал бы... Что делать?»
— Сам додумаешься, не маленький. Спасибо, что помог. Пора мне. Скоро уроки
кончатся... — и неловко — на подоконник.
— Подожди! — испугался Долька. — Не улетай! Я хотел сказать... прости, что
тебе...
—
— А ты... Ты еще прилетишь, правда? — Долька никого еще так не умолял. — У
меня ж никого нет...
— Нельзя, понимаешь... — У
И — уже
— Кстати, почему Дючку так зовут?
Долька сквозь слезы («Почему ему надо
— От Гадюки... Уменьшительное...
Совсем издалека:
— А ведь она — несчастная женщина... Да еще такое имечко...
И — пестрый блик у самых облаков.
Долька не стал идиллическим голубком. Хотя у
Но однажды случилось страшное. Долька напился и сгоряча ударил
Вдруг из высокого разреженного воздуха
Только замечает
— Ты — кто?.. — шепчет беззвучно
— Твой ангел... — тихо и печально в ответ...
Тинейджеры из далекой