[На главную] [Архив] [Наши публикации] echo $sape->return_links(2); ?> СОДЕРЖАНИЕГезлевские «Текие-дервиш» «О брат, познай с уверенностью, что эта работа была до тебя и меня, Алифе Яшлавская Гезлевские «Текие-дервиш»С древнейших времен Перекопский залив называли Керкинитским, а турки называли его «Олю-Денизи», в переводе «Мёртвое море». О постройке Керкинитиды Диафаном, полководцем Митридата Евпатора упоминает Страбон, ясно определяющий, что крепость одноименного залива Керкинитис находилась на мысе около двух с половиной верст от Херсонеса. За 500 лет до новой эры на побережье Черного моря города-крепости строились на небольших расстояниях друг от друга в стратегических целях, в случае нападения врага. Таким был «Колос-лимен», на Джарылгачской косе «Тимирака». На косе Тендра находился знаменитый «Дромос Ахиллеос». Полуостров оканчивался мысом, который по Страбону назывался «Священным» в Каламитском заливе тут находилась «Роща Гекаты», (Гекат с тюркского, серая дикая степная лошадь, тарпан). На этом месте города, который пришел в упадок, был основан Гезлев, переименованный в 1784 году императрицей Екатериной II в Евпаторию. Есть разные предположения о названии Гезлева «досконально с тюркского скрытый дом», т.к. огороженный высокой стеной город не просматривался, особенно со стороны моря.
Город был окружен крепостными стенами, со рвом, сторожевыми башнями, цитаделью. Турки реставрировали крепость, застроили великолепными мечетями, мраморными банями, прекрасными фонтанами, подвели к городу подземные водоводы, называемые кяризами. Пять крепостных ворот служили входом в самый гостеприимный город, входящий в него мог прочитать на воротах такие слова: «О отворяющий двери! Отвори нам лучшую дверь». Каждые из ворот имели свое название и назначение. В начале XV-XVI вв. Гезлев был культурным и религиозным центром Крымского ханства, даже один из правителей Крыма, Ходжа Девлет Гирей желал Гезлев сделать своей столицей. Недалеко от главных ворот «Одун-базар» крепости Гезлев, в пустыре, вдали от городской суеты был воздвигнут в XV-XVI веках «Текие-дервиш» (монастырь) единственный и неотразимый исторический шедевр эпохи «возрождения» крымского мусульманского зодчества, который сохранился в первозданном состоянии на полуострове как ансамбль, в нем сосредоточены мечеть, текие, медресе. Первоначально текие было деревянным, возможно, на его же фундаменте был позже возрожден каменный текие. Дервишество, возникшее вместе с исламом, широко использовавшим хадисы Аль-Корана и другие его элементы, быстро распространилось по всему Крыму. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Крым в 1666 году и побывавший в Гезлеве, отмечал в своем «Сеяхетнаме» (Книга путешествий), что «...есть там три монастыря джалветского и халветского толка. Наиболее многолюдным из них является монастырь, где настоятель Ахмед-эфенди из Келиджа», этим «многолюдным» был текие на «Одун-базаре». В конце XVIII века в Крыму насчитывалось 22 текие различных орденов. Во главе каждого ордена стояли шейхи, объединяющие до 30-40 дервишей. Шейхи в Крымском ханстве были наделены политической властью, среди мусульман пользовались большим авторитетом и влиянием. Они в Гезлеве, в «Хан-джами» короновали наследника престола и опоясывали хана мечом Османа. По утверждению Эвлия Челеби, «...в Гезлеве было несколько текие», из которых сохранился и дошел до наших дней только один. Текие на площади «Одун-базар» дает предположение, что по количеству келий и стилю строения был основан шейхами, выходцами из Коньи, самым влиятельным орденом «Мевлеви». Центрально-купольное сооружение из камня-ракушечника, покрытое черепицей-сарматкой (татаркой) местного производства, с девятнадцатью кельями. Во дворе с южной стороны было кладбище, где были похоронены правоверные мусульмане, шейхи, священнослужители, послушники текие-дервиши. Это кладбище на территории ансамбля снесли власти коммунистов в 1933 году, в этом же году было упразднено самое старое мусульманское кладбище (первые захоронения датированы 847 годом, последние 1932 г.) в западной части Гезлева, нынешние улицы от железнодорожного вокзала «Евпатория-курорт» по Фрунзе, улицы Некрасова, Толстого, Коробкова до нынешней торговой площади Дом мебели"Дом мебели". В архивах сохранились карты, схемы, описи. Территория ансамбля, объединяющая «ищущих Бога», была местом поиска «Духовного совершенства». Приходили в «ханака» правоверные «полировать зеркала своих сердец и избавляться от ржавчины привязанностей». «Эта была Кааба влюбленных. Это была Къыбла искренних, михраб тех, кто владел тайнами, кто не нуждался ни в чем. Это было пристанище чистых и верных, кто бесстрашно разверзал свою грудь, вырывал сердце и полностью отвергал себя. Там не было слышно ничего, кроме прекрасных мелодий «Возлюбленного», там не вдыхали иного аромата, кроме нежного дуновения «Любви» и «Верности». Все им было чуждо, кроме Бога. Они становились превыше «Разума», но для почитателя «Разума» они выглядели безумцами. Там вызывало высочайшее уважение тех, кто откладывал в сторону «Я» и «Мы» ради «Я есмь БОГ». В мечети проводились пятничные молебни, зал был устлан прекрасными дорогими коврами, для омовения во дворе журчал источник, окаймленный розовым мрамором. Первоначальная мечеть не сохранилась, на ее месте в XVII веке была сооружена новая мечеть: одноэтажная с двухъярусным расположением окон типичная для построек мечетей в Крыму. Простота форм сооружения со слабой освещенностью интерьера создавали ту таинственность, которая усиливала мистическое состояние дервишей. К сооружению мечети примыкает колоннообразный (а не кафедральный) минарет, сооруженный в конце XVII века, высеченный из тесаных блоков камня-известняка местных каменоломней. Завершал минарет конусообразное покрытие из свинца. Венчал его Алан полумесяц, обращенный в сторону Къыбла. В медресе получали «тайны премудростей чтения и письма» отпрыски благочестивых мусульман. «...К сожалению, отмечают авторы книги Керкинитида Гезлев Евпатория, те скудные сведения, которыми мы располагаем об ансамбле построек средневекового монастыря, не позволяют нам восстановить подлинную историю». Подлинную историю Гезлева мог знать только коренной народ, историю которого так безжалостно, жестоко уничтожали, рассказывает коренная евпаторийка, столетняя Бахтыл Османова, разрушались средневековые архитектурные памятники, изымались и сжигались книги, кладбища подпадали под ножи бульдозера, сравнивались с землей. Уничтожалось все, что было связано с историей коренного народа, а сам народ истреблялся, вплоть до депортации всех крымских татар с территории Крыма. Ансамбль «Текие-дервиш» состоит из разновременных построек: Текие считается первоначальным сооружением, медресе, более ранним строением начала XVIII века, вопрос возникновения мечети, также его современное название «Шукурулла-эфенди» является спорным и есть предположение отнести его к началу XVII века, а название мечети, по сведению коренного евпаторийца, имама мечети «Хан-Джами» Алиева Энвера, была «Джума-джами».
Мечеть, где служил имамом Шукурулла-эфенди, рассказывает Аджи Энвер-эфенди, находилась недалеко от армянской церкви, на улице нынешней Интернациональной. Видимо, чиновник, который делал перепись мусульманских мечетей, допустил ошибку в названии мечети в текие, и так вошло в реестр. Мы всегда эту мечеть до депортации 1944 г. называли «Джума-джами». Изучая строение и основание мечетей, которые были в Гезлеве уничтожены, Моисей Гинзбург отмечает: «Минарет мечети в ансамбле Текие очень похож на минарет мечети Ашик Омера. Они имели одинаковые основания, оба невысокие, колоннообразные». Таким образом, напрашивается вывод, что обе эти мечети построены по одному и тому же проекту. По архивным материалам мечеть «Ашик Омера» находилась в Гезлеве на современной улице Караимской, угол ул. Да, жил неподалеку от этой мечети караим Исаак Соломон Беим, не в честь ли его семнадцатилетней дочери, которая рано умерла, переименовал тот же чиновник мечеть «Ашик Омера»? Само здание мечети «Ашик Омер» сохранилось со стороны современной улицы Володарской, там живут переселенцы из других городов России. Здание медресе в ансамбле «Текие-дервиш», вскоре после аннексии было закрыто, там была устроена кофейня, в советский период в нем сделали «Чайную». В 80-х годах XX столетия археологи Крыма решили для себя построить гостиницу, пристроили второй этаж. В таком виде представлен ансамбль «Текие-дервиш». [На главную] [Архив] [Наши публикации] |