«Ой, какая милая картинка!». Грустный вздох. «Эх, как бы я хотела рисовать...» Как же часто я это слышу... Раньше меня такая реакция совершенно обескураживала. Это было подобно человеку, вздыхающему над полной тарелкой: «Эх, как бы я хотел есть...» Ну, вот же бумага, карандаш, краски, ну, вот они, так что же... И вдруг, пару лет назад, я начала задумываться. А почему же так? Должно же за этим стоять нечто большее,
какое-то настоящее или выдуманное, но от этого не менее реальное препятствие.
Хочу рассказать немного о себе, чтобы более понятно стало мое видение рисования, да и искусства вообще. Я рисовала всю свою жизнь. И рисовала всегда
довольно-таки обычно. Подчеркиваю, ОБЫЧНО, ничем не примечательно. А то, что сейчас иногда нечто необычное получается — так это и у медведя получится, рисуй он 25 лет 365 дней в году. :) Пожалуй, единственной необычной вещью была моя неизменная тяга к рисованию. Спокойное такое, естественное желание — как поесть 3 раза в день. Моя мама — величайший подарок судьбы! — почти не оценивала меня. Несколько умеренных похвал, пара вежливых кивков, ну, собственно, и все. У меня не выработалось стереотипа — рисовать, чтобы нравилось, чтобы похвалили, чтобы было красиво. Вот мы и дошли до самого главного барьера — оценка и красота. А кто сказал, что должно быть красиво??? Должно НРАВИТЬСЯ. Я никогда не ходила в художественные кружки и школы. В свое время я жалела об этом и пыталась себя
как-то художественно развить — пробовала, как настоящие художники, писать натюрморты, пейзажи, сюжетные продуманные картины. Но, в связи с полным отсутствием умения и, что важнее,
каких-либо нежных чувств к данным областям живописи, мучить я себя перестала, постановив раз и навсегда — рисую ТО и КАК я хочу. Пусть всю жизнь я прорисую ангелочков, кошечек и человечков, ну и пусть
кому-то это скучно. Мне так нравится!
А еще лет в 18 я побывала на уроке у настоящей художницы, и поняла, чем мой способ рисовать отличается от всех остальных. Художники во время рисования ДУМАЮТ! О перспективах, о цветах, о композиции, о мазках, о сюжете, о технике
и т. д. У меня же, когда я рисую, включается
какой-то фильтр — проблемы, мысли, эмоции уходят
куда-то, а остается спокойствие и Процесс. Я становлюсь процессом — и никакого тебе особенного экстаза, вдохновения, терзаний, просто спокойная радость.... Да нет, даже не радость, просто я — это кисточка, краски, бумага. Я не забочусь о рисунках — они сами заботятся о себе. Если хотят появиться — появляются, не хотят — не появляются. Моя задача — рисовать до тех пор, пока картина мне сама говорит — все, я такая, какой хочу быть — и внутренне улыбается мне. Но до тех пор, пока я не чувствую, что это то, что надо, я не отпускаю ее в мир. Или, что очень редко, оставляю
где-нибудь в ящике стола не законченной. До лучших времен. Я никогда не рисую страшных, мрачных, трагических картин. Почему? Не хочу и не могу. Когда в душе покой — на бумаге покой. Отходишь от стола — внутри может быть буря эмоций, и слезы, и гнев, и все что угодно. Но, когда берешь бумагу и карандаш, остается только бумага и карандаш.
В общем и целом, что мне кажется важным:
- Не оценивать!!!
- Рисовать только то, что хочется.
- Получать удовольствие просто от процесса, от цвета, от красок и т. д.
- Забыть слово «Красота» и общие каноны.
Канон один — то, что ты нарисовал, должно тебе быть просто приятно. Пусть это будет просто мило. Или необычно. Или неважно как, но чтобы что-то в этом было созвучное тебе. А в принципе как же иначе? Это же — сотворено тобой! А не нравится — ну и ладно.
- Найти технику, инструменты, сюжеты, которые рисовать легко и приятно.
Одна моя знакомая рисовала только деревья. Акварелью. Немного наивные, по-детски трогательные. У нее их столько, этих деревьев, — ну просто настоящий лес!
А мне нравится рисовать людей. Черной гелевой ручкой.
- Не беспокоиться о технике и внешней красоте.
Современное абстрактное искусство с его черными квадратами не страдает выписыванием деталей и тонкостью передачи света и тени, но пользуется большой популярностью. Хотя, в любом случае, навыки приходят сами по себе. Это не важно, но иногда приятно. :)
- Не хочется рисовать — не рисуйте. Главное — помнить, что поток творчества не нужно вызывать, он течет везде, просто ему не нужно сильно мешать своими «Не умею, не красиво, никогда не получится, да и вообще...» Можно и тарелки на кухне так творчески расставить, что любой художник позавидует.
Так к чему я это все пишу? Я ищу единомышленников. Я не учитель, не психолог, не профессиональный художник, но мне хочется поделиться вышеописанным «открытием» с окружающими. А кроме некоторых мыслей по этому поводу и страстного желания открыть, разработать или найти уже готовую методику, позволяющую избавить людей от страха перед творчеством и НЕ НАУЧИТЬ, а помочь вспомнить ту радость, которую мы испытывали в детстве, создав своё первое солнышко. Мне очень хотелось бы, чтобы мы все получали радость, удовлетворение от творческого процесса изначально и безусловно, независимо от результата. Чтобы люди поняли, что творить так же просто и естественно, как пить и есть, и это не нужно искусственно вырабатывать, стимулировать, развивать, а просто раз и навсегда позволить этому быть. И жить дальше. Более гармонично, спокойно и радостно.
Мне кажется, за всем этим есть
что-то более глубокое, чем просто удовольствие. Есть
какая-то тишина, есть
какое-то чувство отсутствия себя, как личности, и присутствия самого процесса. Когда всё просто происходит, случается, и ты лишь проводник, просто не мешаешь
чему-то появляться и проявляться через тебя.
И конечно же, всё вышесказанное запросто можно отнести и к музыке, и к пению, и вообще к любому искусству.
Мне очень хочется услышать
чьё-нибудь мнение, мысли, предложения по этому поводу. Я попыталась сделать почти невозможное — проанализировать и разобрать по полочкам то, что было всегда легко и естественно и не стоило внимания.
Может, у меня не совсем внятно и понятно получилось, но...
...вдруг Вы тоже хотите рисовать?
Очень буду рада любому отклику!
Рисунки автора.
СТРАНИЦА ТВОРЧЕСТВА КАТИ КАРПОВОЙ