[На главную] [Архив] [Модный нюанс] Какими были великие красавицы прошлогоЭллада
Красота всегда почиталась как наивысшая сила. «Не красота ли является самой величественной, самой ценной, самой божественной на земле?» — говорил мудрец Сократ. А Лабрюйер утверждал, что «красивое лицо красивее любого спектакля». Красота, в основном женская, была объектом настоящего культа. Но вкусы веками менялись, и поочередно акцентировались разные элементы. Давайте восстановим историю женской красоты по портретам и документам прошлого.
В Древней Греции, как свидетельствуют сохранившиеся скульптуры того времени, добивались прежде всего гармонии форм, совершенства тела и тонкости черт лица. Римские матроны и русые галльские женщиныРим
Тип красоты у римлян другой: матрона прежде всего должна быть хорошо сложенной и физически развитой, с большим бюстом и широкими бедрами, поскольку была предназначена для материнства. Предпочтение отдавалось правильным чертам лица, пышным формам и величественной походке, меньшее значение имели тонкие кисти, стройные ноги и тонкость кожи. О красоте галльских и германских женщин документов существует немного. Они, вероятнее всего, были высокими и «спортивного» типа, так как часто участвовали в боях. Мы знаем, что большое значение придавалось русому цвету волос и белизне кожи. Каждое утро они протирали лицо свежим молоком, дабы сохранить его свежесть. В галльско-римскую эпоху женщины закалывали в волосы цветы, которые имели вполне определенное значение. Цветок жимолости, например, означал, что «Я скоро выйду замуж с большим удовольствием». А тюльпан — «Я верна своему супругу». Средние века Мистическая красотаВ эпоху религиозного и целомудренного Средневековья никто не осмеливался восхвалять женское тело — инструмент греха. Нагота исчезла с картин и скульптур. Песни и романы той эпохи описывают нам лишь лица героинь. Предпочтение, кажется, отдавалось русоволосым. Высоко ценились длинные волосы, зеленые глаза и белая кожа. В романе «Окасси и Николетта» у героини «искреннее сердце, русые волосы, белые зубы, зеленые глаза и улыбающееся лицо».Формы тела скрывали тяжелый корсаж и длинные юбки. В то время на лице женщины хотели найти «честную и благочестивую душу». Фигуры ангелов и святых, вылепленные на порталах соборов, показывают идеал той мистической красоты: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, полуоткрытый рот, невинная улыбка. Волос (часто коротко подстриженных) не видно, они скрыты под вуалью или тюрбаном. Красивая в 42 годаЭпоха Ренессанса
В веселый и свободный XVI век, век Рабле и Брантома, тело возвращает свое значение. Одной из типичных красавиц того времени была Диана дю Пуатье. На портретах она предстает перед нами высокого роста, сильной, с орлиным носом и тонкими губами. «Я видел ее, — говорит Брантом, — за шесть лет до ее смерти. Она была все так же прелестна, и я не знаю такого каменного сердца, которое не разволновалось бы при встрече с ней». Она придерживалась всех принципов гигиены тех времен: каждое утро мыла лицо и тело студеной водой и ездила верхом на лошади по Согласно вкусу того времени Диана была красивейшей женщиной. Но портреты Клуэ показывают нам много других женщин, красота которых сегодня была бы оценена выше: с высоким лбом, прямым носом, хорошо очерченными губами и большими печальными глазами. Вероятно, в этот век женщины обращали большое внимание на гигиену, часто купались (многие из них — в реках) и заботились о теле так же, как и о лице. Величественность или грация?XVIII век
В следующем веке красота требовала иметь «надменное лицо и благородную походку». А вот требования к гигиене были небольшими, поэтому красавицы нередко были с грязными руками и сальными волосами. Рубенс и другие показывают нам сильных женщин и богинь с пышными формами, которые сегодня вызывают некоторую иронию. Мария Медичи ввела «сердцевидную» прическу, которую многие находили красивой: завитые и высоко уложенные на затылке волосы. Позже от пучка отделились несколько локонов, которые должны были плясать по обе стороны лица.
Ампир, XIX век
В эпоху регентства грация стала величественной. Ценились тонкая талия и кисти рук, округлый бюст и мелкие черты лица. В то время на портретах и рисунках начинают появляться и женщины из народа, так долго презираемые художниками. Эти женщины часто очаровательны, с правильными чертами лица, но, может быть, с немного выступающим брюшком, как того требовала тогдашняя мода. Кокетство сильно развилось в XVIII веке: чтобы сохранить свежесть всего тела, были рекомендованы ванны с оливковым маслом, с шампанским и даже с кровью. Для красоты лица женщины каждый день делали себе маски из муки и яичных белков. Волосы — настоящие или искусственные — были покрыты толстым слоем белой пудры. Писатель Мерсье возмущался тем, что большое количество муки использовалось для этих целей, тогда как в Париже не хватало хлеба. Лицо украшали родинками из прорезиненной тафты. У каждой родинки было свое наименование. «Страстная» — в углу глаза, «галантная» — на середине щеки, «дерзкая» — на носу, «кокетливая» — около губ. Стройные и сильныеВ эпоху Французской революции и последовавшей за ней Наполеоновской империи возродился вкус к хорошо сложенным женщинам римского типа. Тогда все отдавало «античностью», и, чтобы подчеркнуть свои формы, элегантные женщины носилиРомантизм Романтические героиниС наступлением романтизма все изменилось. Теперь очередь быть в моде пришла к слабым, бледным женщинам с миниатюрной талией и прозрачными руками. Как реакция против предшествовавшей моды на очень легкие туалеты, появились широкие и тяжелые юбки, шали и пелерины. В романах Дюма и Ламартина большая часть великих красавиц — белые и хрупкие как фарфор существа. Туберкулез — весьма распространенный в то время — считали очаровательным. Можно было подумать, что все тогдашние великие красавицы питались только птичьим молоком (желток, разболтанный в теплом молоке с сахаром) и уксусом, чтобы иметь загадочные темные круги под глазами. Но так было только в литературе. В действительности женщины выглядели хорошо, за исключением тех, кому приходилось выполнять тяжелую, изнурительную работу. ИПрежде всего — красивое лицоЛицо оставалось главной заботой наших прапрабабушек. Во Франции вместо ежедневного гримирования лица некоторые предпочитали «эмалировку». Она состояла в покрытии кожи слоем цветных пудр, что придавало лицу красивый вид на несколько недель. Этот метод требовал двух дней работы, и после завершения необходимо было избегать умывания лица и растягивания губ в широкой улыбке. Лишенная доступа воздуха, кожа быстро старела и морщилась. Рассказывают, что одна актриса с очень морщинистым лицом уехала в Лондон, чтобы привести лицо в порядок. В течение семи недель ее кожу обрабатывали кислотами, вследствие чего она начала падать хлопьями. После лечения у этой пятидесятилетней женщины лицо приобрело неприятный красноватый цвет кожи грудного ребенка, зато еще через четыре месяца она удивила приятелей своей свежестью и молодостью.Корсеты, корсажи и портновские прикладкиЭлегантные красавицы «прекрасной эпохи» не придерживались диеты. Отвратительные двойные подбородки и толстые руки были частью канонов красоты. Те, кто считались слабыми, прибегали к помощи туалетов, которые способствовали округлению форм широкими юбками и подушками. Необходимо признать, что это было время моды на отменное здоровье. Золя, Ренуар и Мане рисуют женщин с цветущей плотью. Но те, кто неукоснительно следовал моде, обкладывали себя дополнительными принадлежностями, которые сегодня нам кажутся смешными. «Видел на обеде в Эрменонвиле известную красавицу Отеро и ее приятельницу, — вспоминает Жак Кокто. — Одежда их была не мелкой работы, а скорее напоминала доспехи: корсеты, корсажи, подкладки на плечи и бедра, подушки на крестец, перчатки, жемчужные бусы, щиты из перьев, портупеи из сатина, бархат и драгоценные камни. И в этой броне из тюля, собольего и горностаевого меха с утра до позднего вечера находятся пышные субретки. Кажется, что в этих обмотках скрываются прекрасные жемчужины...» Эти тяжелые и сложные туалеты сегодня могут лишь вызвать улыбку у девушек и женщин спортивного склада, так же как и величественные статуи Средневековья или маститые Венеры Рубенса.Так, идеал женской красоты сегодня приближается к идеалу древних греков, самый лучший символ которого — статуи Дианы, одновременно стройной и физически развитой. И для утешения тех, кто не находит в себе сходства с греческим идеалом, отметим, что королева Марго кажется нам весьма бесцветной, а Диана дю Пуатье — очень мужественной. Что же касается другой красавицы, Луизы де ля Вальер, фаворитки Людовика XIV, то она прихрамывала, была неимоверно слабой и с неправильными чертами лица. Как видите, красота — понятие относительное. Как и многое другое. «Свободные часы французской женщины», Франция. Авторизованный перевод Владимира Бондаренко Читайте также: |
[На главную] [Архив] [Модный нюанс]