[На главную]
[Архив]
[Модный нюанс] [Предыдущее: костюм древней Греции] [Следующее: костюм Византии] Костюм Древнего РимаВоенизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой Римское искусство условно делят на искусство периода Республики Эстетический идеал красотыДревние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны. Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции. В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета. Ткани, цвет, oрнаментКак и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной. Рис. 1 Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы Мужской костюмВ ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее. Рис. 2 Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт. Туники Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Рис. 3 Тога В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча. Рис. 4 В европейской одежде средневековья и даже в современных С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры. Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами Рис. 5 Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками. В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана. Одежда римской бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки. Женский костюмРис. 6 Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника Рис. 7 Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу Рис. 8 В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с В Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос. Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками. По материалам: Н.М. Каминская. История костюма Читайте также: [Предыдущее: костюм древней Греции] [Следующее: костюм Византии] |