В любом конце мира жизнь женщины, ее положение в обществе вызывают множество противоречий — как в наших подходах, так и в
культурно-социальном контексте. Анализируя
социально-политическое устройство общества, мы видим, что принятые в нем параметры установлены согласно мужской проекции. И, если женщина в этом мире добивается успеха, это расценивается, скорее, как исключение из правил, чем как обычное явление. Но, может быть, дело не только в традиции многовекового первенства мужчины, а в недостатке объективной самоочевидности самой женщины, ее неспособности определить и проявить собственную идентичность?
В чем же ее проблема?
Какой бы одаренной от природы ни была женщина, с детства в нее закладывается сценарий на исполнение определенных ролей: дочери — жены — матери — бабушки. Она формируется под влиянием господства мужской психологии с верой в то, что для женщины первенство означает стать объектом внимания МУЖЧИНЫ.
Ее учат, что успеха можно достичь лишь через мужчину — в ситуации внешней зависимости, но реальной манипуляции им для достижения своих целей;
Ее учат привлекать, но, добившись своего, она не знает, как этим управлять.
Стиль, которым руководствуется женщина, добившаяся первенства в семье, на работе или в аффективной сфере, представляет собой вечное соперничество, некую разрушительную силу, как будто женщина мстит за
что-то, разрушая тем самым и контекст, в котором находится, и себя. Как управлять, как распорядиться властью, как реализовать те силы, тот потенциал, которым природа в избытке наделила женщину и который в редких случаях получает полное развитие? Вот этому — никто ее не учит.
Девушка, закончившая школьное обучение или даже институт, в отличие от юноши, не готова к самостоятельной жизни, не обладает личной автономностью. Если юноше говорят: «Иди, зарабатывай!» — то девушка остается в «семейном коконе». И, взрослея в биологическом смысле, она остается ребенком с точки зрения своей психической эволюции. Это состояние инфантильности может сохраняться на протяжении всей жизни.
Такой женщине необходимо одобрение извне, подтверждение, что она «делает правильно». В мужчинах она ищет некоего «папу», который будет ее баловать и защищать, а в женщинах — соперницу или «маму», чтобы и в том, и в другом случаях обвинить их в своих неудачах.
«Женщина хочет, чтобы мужчина был выставлен напоказ, чтобы его можно было обвинить во всем, что не ладится; она, постоянно критикуя мужчину, сама никогда не действует напрямую», по мнению автора книги
«Женщина третьего тысячелетия» А. Менегетти.
Девушка-женщина, сформированная социумом и родителями, видя себя красивой и особенной, соглашается на роль потребителя, объекта любви, вплоть до того, что становится полностью подотчетна своему партнеру: в деньгах, поступках, желаниях, вкусах
и т. д. В таких, казалось бы, разных комбинациях ролей, как
«подруга-любовница» и «добропорядочная
жена-хозяйка», женщин объединяет то, что и в том и в другом случае они — лишь сопровождение мужчины,
«женщина-витрина».
Такая женщина обвиняет в своих несчастьях кого угодно, но только не себя: вначале манипулируя своей молодостью и красотой, затем, если это больное место мужа, манипулирует детьми, пытаясь расплатиться за внутреннее ощущение пустоты и несостоятельности.
Замкнувшись на своем биологизме, на собственничестве, на ревности, мнительности, женщина оказывается в состоянии фрустрации, причина которой — в ошибочном выборе жизненных стратегий против себя, в отказе от формализации точным образом своего жизненного порядка (потенциала). Но в природе ничто не исчезает бесследно, и нереализованная энергия потенциала будет искать выхода:
- либо в болезнь, как алиби, оправдывающее ее нежелание действовать, брать ответственность на себя;
- либо в компенсацию через общественно одобряемую форму поведения. Например, такую повсеместно распространенную, но трудно осознаваемую, как «Я всю себя отдала (или отдаю) детям!» На этом остановлюсь подробнее.
Для ребенка такие отношения губительны, так как ограничивают, блокируют развитие его личности. Получая от матери гипертрофированную опеку и внимание, ребенок, впоследствии, ждет от жизни такого же щедрого поощрения, и, если этого не получает — отказывается от продвижения вперед. Особенные трудности для него начинаются в период вступления в социальные отношения с другими людьми: когда идет в школу, оканчивает школу или институт. Неприученный к трудностям и борьбе, он, сталкиваясь с реальностью, неизбежно проявляет инфантильный регресс поведения. Ему становится плохо. Он озлобляется, протестует, возмущается и... начинает обвинять мать. Он инстинктивно стучится в ту дверь, за которой прежде находилось то изобилие благ, которое с возрастом перестало его удовлетворять. Общество ему твердит: «Мать у тебя святая», — а мать становится жертвой, хотя сама обрекла его на постоянную инфантильную зависимость.
Мы сами взращиваем свои несчастья. 3а многими женскими неврозами, психическими и соматическими нарушениями стоит нереализованность, неспособность развить свои природные задатки в результате ошибочности того жизненного пути, который мы выбираем.
Воспитание, общественное мнение, средства массовой информации (через рекламу,
ТV-сериалы) навязывают женщине сценарии поведения: «Делай так, и ты будешь хорошей».
Выполняя социальные установки, женщина, думая, что идет к счастью и благополучию, — она все делает правильно, — к
36-40 годам обнаруживает, что глубоко несчастна. Причем настоящее разочарование настигает тех женщин, которые делали ставку только на «выполнение основного предназначения»: на семью...
И дело здесь не в необходимости делать выбор между семьей или карьерой, к которому сводится многообразие женских противоречий в средствах массовой информации. А в том индивидуальном природном потенциале, который в той или иной степени, но присущ каждой женщине. Что для одной хорошо, для другой — недостаточно или совсем не подходит.
Тем женщинам, которым природа дала большее, чем быть только женой и матерью, необходима реализация своего потенциала на другом уровне. «Кому больше дано, с того больше и спросится». Если в женщине много сил и способностей к руководству большим коллективом людей, а она соглашается с тем, что ее «предназначение» вести дом и хозяйство, то можно с уверенностью предположить, что в дальнейшем развитии событий будут и черные дни, и тоска, и поиск новых впечатлений, подтверждающих, что она все еще привлекательна, и упреки мужчинам «не оправдал...», и раннее старение — не столько физическое, сколько психическое. Нельзя безнаказанно остановить природу...
Нет заслуги в том, что
кто-то одарен от природы. Если женщина инфантильна и ленива, она разрушает свой потенциал. И нередко та, которая обладала меньшими способностями на старте, добивается большего, благодаря смелости к осуществлению действия, к поступку, к риску. Потенциал можно заглушить, но его можно и развить, прыгнув, что называется, выше своей головы.
Женщина, одаренная от природы — щедра и беспечна. Она, пытаясь строить свою жизнь по правилам — как все — не может реализовать свои потенциал, использовать свой уникальный проект в собственных интересах, на основе принципа здорового эгоизма. И, при возможности инвестировання жизненной энергии, она вкладывает ее во все, что угодно, но только не в собственную реализацию.
Трудно быть женщиной, которой мало быть хорошей женой и хорошей мамой, которая хочет и способна на большее.
Сложно быть лидером, особенно женщине. В жизни существует множество ловушек и ситуаций, где требуется мужская стойкость и интеллект.
Очень мало женщин, которые смогли до конца выйти из общего театра, еще меньше тех, которые бы полностью соответствовали своему природному проекту.
Помочь женщине понять свою природу, то, что нужно именно ей — призвана психотерапия аутентификации, предложенная онтопснхологической школой. Онтопсихология разделяет психотерапию лечебную, ставящую своей целью обнаружение симптома, и аутентифицирующую, проводящуюся в форме психологического консультирования. Аутентификация осуществляется на основе идентификации психотерапевтом природного базового критерия клиента, его верификации для осознания клиентом и провоцирования к дальнейшему применению его в качестве «камертона» в выборе жизненных стратегий в соответствии с интенциональностью своей природы.
Достигнутые результаты могут быть закреплены на онтопсихологическом тренинге аутентификации, на котором дается возможность постепенного вытеснения старых стереотипов новыми эффективными формами поведения.
В заключение — несколько правил, которые могли бы служить для придания ответственности женщине и своеобразной самопроверки ее ежедневных стратегий и выборов:
- «Все зависит от меня»;
- «Я все делаю сама»;
- «Не откладывать»;
- «Не перекладывать собственные проблемы на другого»;
- «Не брать, не заплатив» — не использовать свой пол, свой эротизм, привлекательность, сексуальность, как инфантильную претензию на уступку, на обладание незаслуженным;
- «Быть честной с самой собой»;
- «Если просишь, то должна точно знать: что — для чего, какие будут последствия».
На многочисленных курсах, обучающих, как стать обаятельной и привлекательной, женщины, которые «хотят быть больше», не могут найти решение своих глубинных проблем. Аутентифицируюшая психотерапия и онтопсихологический тренинг могут помочь женщине найти выход, осознать и реализовать свои лидерские способности на пользу и себе, и окружающим; научить тому, как идти вперед, действовать от первого лица, как преодолевать тот страх, который находится в глубине самой женщины и который мешает ей проявиться в победном действии.
Екатерина Норбертовна Клышникова
Научно-практический журнал «Вопросы ментальной медицины и экологии», т. IX, № 2, 2003. Москва-Павлодар
May 31 2004
Имя: Алёна
Город, страна: Н.Новгород
Отзыв: Статья любопытная, есть, над чем подумать, спасибо.Но не могу не критикнуть:за всеми этими сложными словами я увидела не самореализацию,а того же ребенка, который пытается доказать свою силу и стойкость в мужском мире. Мне кажется, не надо задавливать в себе этого Ребёнка. Он есть, от него никуда не деться, это одна из составляющих личности (по Э. Берну), которая отвечает за эмоции (как хорошие, так и плохие). Но, в чем я согласна, это то, что не надо жить по навязанным стереотипам. Человек может все, надо лищь попробовать сделать это.