[На главную] [Душа Мира]


СЦЕПЛЕНИЕ ДВУХ НАЧАЛ

Изображения богов, слившихся в объятиях со своими супругами, для почитателей тантризма выполняют практически ту же роль, что иконы для христиан. Но что они символизируют? Гимн сексу? Оду верной супружеской любви? Или же эти изображения означают нечто большее, пока еще не доступное европейскому сознанию...

Само понятие «тантра» буквально означает «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Корни тантризма уходят в доарийскую Индию, в культ Богини-матери, в магию, во многом связанную с сексуальными ритуалами. Тантрическое учение выросло из магических верований. За основу были взяты представления о тождестве человека и мироздания и единению двух начал — женского и мужского.

Тантра разделяется на «правую» и «левую», в зависимости от того, какое начало признается главенствующим. Тантра «правой руки» господствует в Индии, она признает основным мужское, активное начало. В ее ритуалах единение женского и мужского начал воспроизводится реальным половым актом. Тантра «левой руки» — это тантра буддийская,соответственно, для нее ведущее начало — женское, символизирующее мудрость. Слияние женского и мужского в монашеской тантре, разумеется, может быть только символическим.

Калачакра
Калачакра (колесо времени). Символ вечного сочетания добра и зла. Колесо времени имеет двенадцать «спиц» (веков) — шесть позитивных, шесть отрицательных


Доброе начало

В тантре «левой руки» ощущается сильное влияние шактизма, в котором объектом поклонения служит Деви — супруга Шивы. В этой тантре каждое мужское божество сливается в вечных объятиях со своей божественной супругой — шакти. Тантрическая традиция утверждает, что боги становятся могучими и мудрыми только благодаря соединению со своими шакти.

Шакти (женская энергия) глубоко почитается как богиня (Деви), являющая собой сплав женственности и мудрости. Кстати, Тара — это шакти Авалокитешвары, одна из центральных фигур буддийского пантеона, которой приписываются черты бога-творца и бога-спасителя. Шакти земли предоставляет ей способность давать жизнь растениям, обеспечивать урожай. Энергии, скрытые в человеке, дают возможность к деторождению, а также способность мыслить и говорить.

Деви — в согласии с двумя основными аспектами Шивы, созидательным и разрушительным, выступает то в кротком и милостивом, то в жестком и грозном обликах и имеет несколько ипостасей. Как в своей благой, так и грозной ипостаси она известна под разными именами. Первый раз в благой ипостаси Деви явилась миру в образе Сати — первой жены Шивы. Выйдя замуж за Шиву, она пошла против воли родителей, но, не стерпев их пренебрежения к мужу, бросилась в огонь. Следующий раз возродилась как Парвати. Она пыталась исполнить волю богов и добиться любви Шивы, но предававшийся аскезе бог не отвечал на ее призывы. Любопытно, но именно нежной Парвати Шива обязан появлением у него третьего глаза, имеющего особую разрушительную силу. Она закрыла Шиве глаза, когда бог любви Кама пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов и возбудить у него любовь к Парвати. И у Шивы открылся третий глаз, и он сжег искусителя. В конце концов Шиву тронула красота и преданность Парвати, и он ответил на ее любовь, отвлекшись от аскезы.

Меняясь, существуешь

Другая ипостась Деви — Кали, соответствует грозным и разрушительным возможностям Шивы. Она грозная воительница, защитница мирового порядка и богов от демонов. Она самоотверженно вступает в поединок с силами, перед которыми пасуют все доблестные мужи и волшебные животные. Кали не просто репрезентирует грозных божеств, она воплощает собой силы, которые трансформируют негативные эмоции в мудрость. Образ Кали также является важным элементом тщательно разработанного ритуала созерцания. Кали сопровождают восемь спутниц, которые питаются телами жертв богини.

Но шакти Деви не просто одна из энергий мужских божеств, она непосредственно причастна к творению мира. После освобождения из объятий Шивы и осознания себя как отдельной личности, шакти во время космогонического танца порождает объекты окружающего мира, включающего звезды, планеты и людей. Все это движется и меняется, но в сознании Шивы все это только иллюзия, за которой скрывается истинная субстанция — шакти. Смысл человеческого существования в том, чтобы познать эту реальность. Для тантристов человек может достичь уровня божественного творца, повторив процесс мироздания в обратном порядке. Именно эта мысль лежит в основе оргиастической обрядности. Вопреки распространенному мнению, развитие чувственности и оргиастические практики никогда не занимали в тантризме главное место, во всяком случае не были самоцелью, поводом для удовлетворения низменных устремлений.

Ямантака
Ямантака (дословно) — покончивший с богом Ямой


Высшая степень тантры

Тантра разделяется по методам познания реальности. Так, тибетская тантра включает в себя четыре практики: тантра действия, предполагающая совершенствование через ритуал — обряд; тантра выполнения, в которой ритуал и медитация признаются равноценными; йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация; и тантра высшей йоги, в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, достижение единства противоположных начал.

Тантра высшей йоги, доступная только тем монахам, которые достигли высокой ступени духовного развития и способны постичь истинную природу вещей, независимую от внешних проявлений, занимает исключительную позицию в отношении женщины. Если во всех остальных буддийских традициях женщины считаются неспособными достичь высшего знания, то в йога-тантре женщина — воплощение мудрости-праджни — ставится выше мужчины. Изображение богов в соитии со своей женской ипостасью означает, что каждый принцип, персонифицируемый в образе бога, имеет две стороны — активную и пассивную, и только их единение дает возможность духовного роста. Такие изображения по-тибетски называются яб-юм (отец-мать) и отражают мифы о том, что бог обретает свою подлинную силу только в единении с шакти-супругой.

Мы уже не удивимся, узнав, что иконография божеств-охранителей, которыми являются Калачакра и Ямантака, всецело посвящена задачам медитации — это образы, отражающие методы очищения загрязненных психофизических совокупностей, элементов. При этом мирный или гневный облик божества, количество ликов и рук, число главных и сопутствующих фигур и т. п. отвечают различиям в наклонностях, образе мышления и способностях обучаемых. Для почитателей тантризма благостные и грозные ипостаси Деви, суровые и благожелательные лица на изображениях божественной четы только символ, за которым стоит убежденность во взаимосвязи и взаимозависимости женского и мужского — двух противоположных начал, образующих мир. Помня о существенном, они не обращают внимание на условности. Тантристы не признают кастовых различий, которые по сей день сильны в индийском обществе, а до недавнего времени являлись одной из основ индуистского мировоззрения. Созерцая изображение слившейся в объятиях божественной четы, монахи достигают духовных высот, каким бы удивительным это не казалось европейцам.


Инга Успенская. Женский Петербург

Читайте также:




[На главную] [Душа Мира]







Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Луганский рейтинг WWWomen.ru WWWomen online!




Украинская баннерная сеть