[Архив] [На главную]


Лилит

Информация взята с сайта: Николай Доля. Проект «Без риска быть...» с разрешения автора. На нем и на сайте «Покажи мне любовь» собрано многое из написанного о ней прозаиками и поэтами разных времен.


Мария Хамзина. ЛИЛИТ ПОСВЯЩАЕТСЯ

—Знаешь, а я по тебе скучаю:
Трудно привыкнуть не жить с крылатой.
Яхве не любит моих печалей,
Ставит на сердце мое заплаты,
Мудро лишая меня соблазна
Выбрать однажды твою дорогу...
Слушай, скажи мне — ведь ты согласна —
Яблоком пахнут ладони Бога?
Ты улетаешь?
—А как иначе?
Слишком уж скучно пастись у Древа...
Милый, по-моему, кто-то плачет!
—Слышу, любимая. Это Ева...

Николай Доля, Юля Миронова, «Без риска быть непонятым»

...Женя поднялась со своего места, подошла к столу и обратилась к подругам:

—Я сама попросила у Лилии Львовны провести сегодняшнюю беседу, и в процессе подготовки к ней я многое поняла. Сейчас попробую донести до вас все, что узнала нового. Но начну с самого начала. И если я в чем-то повторюсь и скажу то, о чем вы и так знаете, не будьте строги. Иначе моя лекция может не получиться.

Я сейчас прочитаю большой отрывок из Книги Лилит: «От сотворения мира», начиная с Главы 1, стих 12:

«И когда пришло свое время, создал Бог человека по образу Своему: мужчину и женщину создал их.

13. Вся земля была для них как рай, и не знали они ни печалей, ни забот.

14. Но одно смущало Бога. Ведь создал он мужчину и женщину равными друг другу.

15. Но возгордился мужчина: раз он создан первым — значит, должен быть выше женщины.

16. И не получилось у них ни общения, ни отношений. Они слонялись день ото дня по своим делам, не зная чем заняться и не замечая друг друга.

17. Опечалился Бог. И не исполнят они завета Его: плодиться и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею.

18. Бог послал им искушение: не есть плодов от одного дерева, что посреди сада, иначе смертью умрут. Ни мужчина, ни женщина не обратили на его слова внимания.

19. Они были самодостаточны. Они были, как Боги, только неразумные. Они пребывали в покое и безмятежности.

20. И послал Бог им второе испытание:

21. Навел на мужчину крепкий сон; и когда тот уснул, взял одну из частей тела его, а плоть на том месте замкнул.

22. И создал Господь Бог из той части, которую Он взял, женщину-помощника, и привел ее к мужчине.

23. И возрадовался человек. Он узрел свою ущербность, но ущербность новой женщины — более заметна. И возгордился он, и объявил всему свету:

24. На этот раз — это кость от кости моей и плоть от плоти моей; она наречена будет женою, ибо от мужа взята она.

25. Выбрал себе мужчина имя, он стал называть себя Адамом, и нарек он имя жене своей: Ева.

26. Но и первая женщина решила не отстать, она нарекла себя: Лилит.

27. Так и жили они в райском саду, Адам с женой и Лилит, все были наги и не стыдились.

28. И не было дела ни Адаму до Лилит, ни Лилит до Адама. А Ева как продолжение Адама вообще никем в расчет не принималась.

29. Помогать тому, у кого нет дела, прок небольшой».

И далее, Глава 2:

«1. Вымотанная бездельем, часами просиживала Ева под теплыми лучами солнца.

2. Решил Бог испытать, насколько Ева хочет помочь Адаму.

3. В саду пред Евой, как из-под земли, явился змий.

4. Начал змий вести крамольные речи: Обманул вас Бог, не умрете вы, если отведаете плодов с дерева, которое растет посреди сада.

5. Не сможет Он уничтожить свое лучшее творение, созданное по образу и подобию Божиему.

6. И спросила Ева: а что за дерево растет посреди сада?

7. Змей, не раздумывая, ответил: то дерево называется Деревом познания добра и зла. Когда поедите от него, откроются глаза ваши и вы станете, как боги, знающие добро и зло.

8. И увидела жена, что дерево это хорошо для еды и что услада оно для глаз, и вожделенно это дерево для развития ума,

9. И взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему с собою, и он ел.

10. И открылись глаза их обоих: увидели они наготу свою и прикрылись смоковными листьями, сделав опоясания.

11. Знание, полученное от змия через плоды дерева, заставило усомниться Адама в своей божественности. Будучи богом, он захотел стать, как Бог и превратился он в обычного человека.

12. Который мечтает приблизиться к Богу хотя бы на один шаг, но каждым своим поступком все дальше отступает от Него.

13. И разрушился райский сад в глазах Адама, и яблоки и плоды деревьев стали вдруг горькими, как стрихнин, и на вкус, как вата.

14. Тогда и вспомнили они наказ Господа Бога: плодитесь и размножайтесь. И перестал человек быть бессмертным, он стал рождающимся и умирающим.

15. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля.

16. И стал человек в поте лица зарабатывать хлеб свой, а жена его рождать в муках.

17. Только в то время, когда для Адама весь мир превратился в ад,

18. Лилит ела от дерева посреди сада. Но оказалось, она не знала, что это Дерево познания добра и зла. Она ела от Дерева Бессмертия».

Так написано в Книге Лилит. В Библии, написанной мужчинами и для мужчин, эта история передана совсем по-другому. Там Лилит только упоминается, а все остальные события описаны в таком свете, чтобы доказать: человек — грешен, а более всех грешна жена — именно из-за ее ослушания человечество проклято на все времена. Но Ева, даже не слышавшая ту пресловутую заповедь Бога о дереве посреди сада, поддавшись инсинуациям змия, всего лишь съела яблоко. Она думала, что, получив знание, тем самым поможет Адаму, который ничего не желал и ничего не делал. Сам же Адам, чувствуя, что он уже перестал быть совершенным, лишившись ребра, хотел восполнить потерю, заменив его запретным знанием. Но вместо знания он получил лишь сомнение, а с ним — гордыню и страх. Никто ему яблока в рот не запихивал, но он всю вину свалил на жену, Ева — на змия. Ответственность оказалась размазанной, поэтому Бог решил наказать всех и навсегда.

По-моему, здесь вопрос стоит о другом, о намеренном введении человека в заблуждение по поводу так называемых вечных вопросов борьбы между добром и злом. Я считаю, что у Адама вместе с его женой появилось искушение доказать свое совершенство, но они не смогли этого сделать в силу своего неразумения и неправильно сформулированной проблемы, да и отсутствия какого-либо опыта. Что узрели они: Адам лишен ребра, и Ева — из того ребра сделана. И именно на этой ущербности они и сломались. Знаете, иногда в математике встречаются такие задачи, которые не имеют решения. Здесь аналогичный случай: Бог через змия задал человеку именно такую задачу, пообещав, что найдя правильный ответ, человек может стать Богом или таким, как боги. Проще всего эту задачу можно было решить Адаму, но он не смог, а следующие поколения только запутывались дальше, накапливая нескончаемый список доказательств, тем самым уходя все дальше от совершенства. Адам, как и Лилит, изначально был совершенен. Но он не стал творить, подобно Богу, не стал решать проблемы, которые возникали. Даже завет: «Любитеся и размножайтеся» — он не знал как выполнить. Совершенство было дано Человеку, но оно превратилось в ничто в связи с полной бездеятельностью Адама. И он захотел снова получить это совершенство на халяву, только поев яблока и ничего не делая больше. Поэтому Бог и заставил его работать в поте лица своего, что и было изначально для него определено. А Адам решил: из-за того, что его заставили работать, Эдем превратился в ад. Он мучился и работал, а надо было работать и при этом жить счастливо. Он не понял, что ничего не желать и ничего не делать так же ужасно, как желать зла и делать зло. Нельзя быть бессмертным с таким отношением к жизни! Вечная жизнь для Каина стала страшным наказанием. Сделав человека смертным, Бог облагодетельствовал его. Потом Он сокращал время пребывания на земле человека постоянно. Мы и сейчас отведенное нам Богом время не проживаем, уничтожая себя и своим образом жизни, и своими мыслями.

Лилит, ее потомки и приверженцы, игнорируемые во все времена мужчинами и женами, пыталась вывести человечество из болота заблуждений. Но всегда существовала и Ева, очень похожая на Лилит внешне, но которая пыталась соединить несоединимое. Она изо дня в день решала, как разделить, чтобы осталось целым, и как, делая себе зло, получить добро. Эти две сущности: и Лилит, и Ева — всегда живут в каждой из нас. Одна — Женщина, другая — жена. Одна — Человек и «незапятнанное совершенство», другая — рабыня и «безмозглая кость»...


Кора,«Лилит»

...Имя, заметим, при этом ей очень красивое дали. Женственное и мелодичное, словно бы напоенное неземной грустью. Сразу же вспоминается незабвенная марсианка Аэлита. Тоже красиво Алексей Толстой выдумал. А перевод какой изумительный: «Видимый в последний раз свет звезды». Поэтично-то как! Я думаю, не одному только Толстому пришло в голову, что такое сочетание звуков — Л, И, Т — представляется светом звезд. На уровне подсознательных ощущений.

Но отчего же красота должна являться воплощением Зла? Дьяволицей — как часто называют Лилит? Что плохого может дать свет звезд, кроме как унести мысли «вперед к заоблачным высям»? И отчего Лилит из легенд считается очаровательной соблазнительницей, опасной для мужчин? И чем она так опасна? Тем, что по общепринятому мнению была символом первозданной души человека и его инстинктивной природы? Главная опасность — вернуться к первозданной душе? Получается-то именно так...


Вадим Шефнер. ЛИЛИТ

Что предание говорит?
Прежде Евы была Лилит.

Прежде Евы Лилит была
Та, что яблока не рвала, —

Не женой была, не женой,—
Стороной прошла, стороной.

Не из глины, не из ребра —
Из рассветного серебра.

Улыбнулась из тростника —
И пропала на все века.

2


Всё в раю как будто бы есть,
Да чего-то как будто нет.
Всё здесь можно и пить и есть —
На одно лишь в раю запрет.

Ходит Ева средь райских роз,
Светит яблоко из ветвей.
Прямо с яблони змей-завхоз
Искушающе шепчет ей:

- Слушай, я же не укушу,
Скушай яблочко задарма,
Я в усушку его спишу —
Мы ведь тоже не без ума.

Ева яблоко сорвала —
Затуманился райский дол.
Бог ракеты «небо-земля»
На искомый квадрат навел.

Бог на красные кнопки жмёт —
Пламя райские рощи жнёт.
Бог на пульте включил реле —
Больше рая нет на земле.

Убегает с Евой Адам —
Дым и пепел по их следам.

3


У Адама с Евой — семья,
Подрастающие сыновья.

Скот мычит, колосится рожь,
Дремлет Авель, сев на пенёк,

Каин в ёлку втыкает нож —
Тренируется паренёк.

Объезжает Адам коней,
Конструирует первый плот.

— А в раю-то было скучней —
Ты помог нам, запретный плод!

А в раю-то было пресней, —
Заработанный хлеб — вкусней.

А в раю-то мы спали врозь, —
Это рай — оторви да брось!

4


Улетающие журавли
Прокурлыкали над рекой,
Электричка прошла вдали —
И опять на земле покой.

На рыбалке Адам сидит,
Сквозь огонь в темноту глядит.

Кто там плачет в костре ночном,
Косы рыжие разметав?
Кто грустит в тростнике речном,
Шелестит в осенних кустах?

Кто из облака смотрит вниз,
Затмевая красой луну?
Кто из омута смотрит ввысь
И заманивает в глубину?

Никого там, по правде, нет, —
Только тени и лунный свет.

Не женой была, не женой, —
Стороной прошла, стороной.

. . . . . . . . . . .

Никогда не придёт Лилит,
А забыть себя не велит.


Сильва Капутикян. ЛИЛИТ


«Ева», шептали его губы,
но душа его откликалась:
«Лилит».

Ав. Исаакян


Ты — первый огонек меж первых двух кремней,
Ты — движущийся блеск неоновых огней.
Неуловимая от самых давних дней,
Лилит, Лилит!

От века скрытая в душевной глубине,
Всегда как в облаке, как в дымке, как во сне.
Вдвойне желанная, бесценная вдвойне,
Лилит, Лилит!

В теснинах сердца ты как праздничный тайник,
Родник влечения, сомнения родник.
Падение и взлет, блаженства краткий миг,
Лилит, Лилит!

Здесь — и земля и хлеб, а ты — порыв мечты.
Ты — где-то, и твои изменчивы черты.
Воспламененная , испепеляешь ты,
Лилит, Лилит!

Здесь — тихий, теплый кров, а ты — пустырь, простор,
Здесь — тлеющий очаг, а ты — лесной костер,
Здесь — примирение, а ты — извечный спор,
Лилит, Лилит!

Непризнанная, ты всему и всем чужда.
Здесь — Ева. Здесь — плоды. Твой цвет не даст плода.
Меж небом и землей одна, одна всегда,
Лилит, Лилит!




[Архив] [На главную]







Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Луганский рейтинг WWWomen.ru WWWomen online!




Украинская баннерная сеть